«...Меня заставила написать обида за наш парк. С ним связана вся жизнь нашего поколения. А что сейчас видим там? Сплошной камень. И ещё самое главное - замечательное озеро с красивыми лебедями. Сейчас они высиживают птенцов, но в каких условиях? На одном из участков озера стоит домик, в котором самка высиживает птенцов, а рядом работает фонтан с таким напором воды, что становится страшно. Разве в природе птица высиживает птенцов в таких экстремальных условиях? Она высиживает в тишине, спокойствии. Просто люди, которые отвечают за этих птиц, не любят их...
Может быть, ваша газета поможет спасти лебедей? А разве красиво то, что весь парк «одели» в плитку? А сколько деревьев погубили обрезанием... Сейчас вдоль набережной стоят столбы».
У директора дворцово-паркового ансамбля Олега Рыжкова, которого мы попросили прокомментировать послание, свои аргументы:
- Впервые за всю историю пребывания лебедей в озере практически все самки сидят на яйцах. Все предыдущие годы они их выкидывали. В этом же - высиживают на подстилке из соломы. За лебедями осуществляется ежедневный уход. Заключён договор с ветеринарной службой, специалисты которой еженедельно осматривают птиц. В зимний период лебеди находились в цирке, где имеются подходящие условия. Наверное, это всё-таки говорит о надлежащем отношении к лебедям, поэтому с мнением читательницы я в корне не согласен...
Что же касается фонтана - проблема, о которой говорится в письме, действительно была, но она уже решена. Со стороны фонтана домик огорожен оргстеклом, то есть окошко закрыто, и вода туда не попадает. Так что пережитки живут в условиях.
Наверное, это всё-таки говорит о надлежащем отношении к лебедям, поэтому с мнением читательницы я в корне не согласен...
Что же касается фонтана - проблема, о которой говорится в письме, действительно была, но она уже решена. Со стороны фонтана домик огорожен оргстеклом, то есть окошко закрыто, и вода туда не попадает. Так что переживания за наших пернатых подопечных напрасны...
В прошлом году пруд был очищен от вековой грязи, реконструирован. Причем работы выполнялись в строгом соответствии с рекомендациями Министерства природы и проектных организаций.
Продолжая беседу о состоянии самого парка, мы затронули вопрос о мощеных дорожках, пришедших на смену асфальтовому покрытию. Насколько острой была необходимость в этом?
- Здесь мнения специалистов и посетителей расходятся, - признает Олег Гарьевич. - Мы пытались приблизить плиточное покрытие к старинному виду булыжника. Новая набережная, которая строится, тоже будет исполнена под старину. Но реальность диктует свои определённые условия, которые мы вынуждены выполнять. Учитывая, с какой частотой и интенсивностью идут ливневые дожди, мы бы не увидели песчаных дорожек, будь они вместо плитки. Они бы превратились в песчано-глинистую смесь. И те же люди жаловались бы на их нелицеприятное состояние. А плиточное покрытие позволяет «дышать» земле и обеспечивает чистоту.
Долгое время парк был в подзапущенном состоянии. За 40-50 лет здесь выросло много самосева. Практически все старые деревья - больные, и если бы не проведенная за последние два года массовая санитарная обработка, возможно, парка, как такового, уже бы не было. Убрано больше двухсот больных стволов. Кстати, ввиду того, что это - ботанический памятник республиканского значения, ни одно дерево не может быть срублено «просто так». Даже если оно мёртвое. По каждому конкретному случаю создаётся комиссия, состоящая из специалистов института леса, Минприроды, собственных экспертов учреждения, и коллегиально составляется акт. Вообще, каждое дерево имеет свой паспорт и состоит на учёте. Поэтому о самоуправстве не может быть и речи, а все мероприятия проводятся, только чтобы сохранить общественное достояние.
Ещё один наболевший вопрос трожан - полностью убранные торговые точки и летние кафе у реки. Дело в том, что территория парка, в которую входит и набережная, является музеем под открытым небом. Полагаем, у людей, посещающих Белорусский Национальный художественный музей или Ботанический Сад Академии Наук, не возникает спонтанного желания присесть на кушетку, открыть пиво, чипсы, а затем пойти осматривать экспонаты...
Поэтому и руководство парка придерживается «музейной концепции» в развитии вверенной территории. Эффект очевиден. Наверное, многие отметили, что чересчур весёлых и возбужденно горланящих граждан с захмелевшими взорами среди посетителей парка стало значительно меньше. К тому же в окрестностях достаточно заведений для тех, кто не мыслит отдыха без напитков с градусом...
Предрешена и судьба знаменитой «клетки» - огороженной танцплощадки, на которой в свое время гомельчане отплясывали и под экстравагантных заморских «битлов», и под своего родного Антонова. Ко Дню независимости на месте «клетки» будет создана так называемая «Зелёная комната». Это экспериментальный проект, в рамках которого под одной крышей будут собраны редкие и реликтовые растения, оригинальные ландшафтные и дизайнерские решения.
А вот озвучивавшийся ранее вопрос о взимании платы за вход с повестки дня снят. Этому способствовала ликвидация временных пивных точек в парке, достаточно эффективная работа милиции и, что особенно радует, - возросший уровень культуры посетителей.
Дмитрий СМИРНОВ