Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 23-05-2013, 12:55

Хореография в Гомеле начиналась от печки

Она танцевала в Уфе в опереттах «Принцесса цирка», «Баядера», «Сильва», а в 1956 году попала в наш город. «Я создавала хореографическую школу в Гомеле. До меня её здесь не было. До меня вообще никто не знал, что такое балансе, па-де-буре, глиссад, жете», - говорит Валентина Матрос, которая 48 лет работала балетмейстером Образцового пионерского ансамбля песни и танца и оставила должность только в 78 лет. Сейчас ей 88, но, несмотря на возраст, она по-прежнему может сделать выворот стоп.

ВЫСТУПАЛИ В КИРЗОВЫХ БОТИНКАХ

- В Гомеле меня поначалу не брали на работу в Дом пионеров, который тогда находился на углу проспекта Ленина и улицы Крестьянской, - вспоминает Валентина Ивановна. - Танцевальным коллективом там руководил Слесаренко, который умел более-менее отбивать чечётку. Его ученицы танцевали под баян, а о хореографии и классическом балете они вообще ничего не слышали.

1 сентября 1956 года её всё-таки зачислили в штат Дворца пионеров, но без зарплаты. «Я должна была смотреть, как они танцуют, а смотреть там было не на что», - говорит собеседница. Спустя год ей дали возможность набрать в танцевальную группу шестилетних детей. «Вместо туалета в помещении стояло ведро, а посреди хореографического зала - печка, поэтому ироничное выражение «танцевать от печки» понималось буквально. Выполнять высокие прыжки было проблематично, потому что пол в помещении мог попросту обвалиться», -рассказывает Валентина Матрос. А вместо балетного станка использовали спинки стульев.

Прошёл год, у маленьких танцовщиц результатов никаких, ещё один - прогресса нет. «Меня на первом педсовете ругали, на втором тоже, - вспоминает балетмейстер. - Я говорю: "Дети ещё ничего не освоили, им нужно овладеть хореографическими азами, а на это надо время"». Все тогда думали, что Валентина просто мучает детей, и относились к её репетициям с недоверием.

Наступал очередной Новый год, и во Дворце пионеров воспитанники Валентины Ивановны представили танцевальную зарисовку «Зайкина избушка». «На сцене шёл искусственный снег, и мои детки возле ёлки танцевали вальс Даргомыжского под баян, -вспоминает хореограф. - Всем очень понравилось. После этого выступления мою работу, наконец, признали, начав платить зарплату в 40 рублей». Вскоре Валентина Матрос с коллективом поехала на республиканский творческий смотр в Минск. Там она показала танец «Одноклассница». «Специальных костюмов не было, девочки танцевали в школьных платьицах с белыми передниками. А на ногах вместо чешек - кирзовые ботинки. Такие твёрдые были. От них ноги постоянно болели», - рассказывает Валентина Ивановна. Тогда за своё выступление гомельчанки получили признание на республиканском уровне, грамоты и новые музыкальные инструменты.

ПРОЗВАЛИ БАЛЕРИНОЙ

Всё тяготы танцевального искусства, которому обучала Валентина своих воспитанниц, она когда-то испытала на себе. Первый раз девочка вышла на сцену в десять лет на смотре школьной самодеятельности с самостоятельно поставленным танцем «Умирающий лебедь». Причём исполнила в сопровождении вальса «Над волнами», который играл баянист. «После выступления все в школе прозвали меня "балериной"», - говорит Валентина Ивановна. Вскоре с пятью подружками Валентина поехала поступать в хореографическое училище в Уфе. Зачислили только её одну. «Преподавателям понравилось, как я сложена», - говорит собеседница. Жила она в интернате.

Преподавал в её танцевальном классе строгий балетмейстер, немец Карл Матсон. «Он страшно ругался, когда я делала что-то не так. Мог стукнуть, ущипнуть, - вспоминает бывшая танцовщица. - Заставлял делать упражнения на растяжку, после которых у меня отекали ноги. Я часто плакала». На практике она танцевала в театре оперетты, куда её приглашали и на работу, но Валентина поначалу отказывалась: «Нужно было выступать в тяжёлых костюмах и показывать на сцене, в основном, башкирские танцы. А я любила классику и эстраду».

ИЗ КАРАГАНДЫ В ГОМЕЛЬ

Во время Великой Отечественной войны Валентина вместе с коллективом танцевала в воинских частях и госпиталях. За каждое выступление им давали полкилограмма хлеба. А после войны наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После окончания училища Валентина работала в Уфимском театре музыкальной комедии. Потом танцевала в Новосибирске и Уральске в опереттах «Свадьба в Малиновке», «Холопка», «Подвязка Борджиа», «Трембита», «Вольный ветер», «Сорванец».

Вскоре танцовщица вышла замуж за директора Новосибирского театра музыкальной комедии Бориса Матроса. А потом с мужем отправилась в Казахстан в город Караганду, где формировался театр из деятелей культуры, сосланных как врагов народа во время сталинских репрессий. Затем её мужу предложили место директора в драматическом театре в Смоленске. Валентине впервые предложили там поставить танец для спектакля как хореографу. «На первое занятие пришла в пуантах и танцевальном трико, чтобы показать, как правильно танцевать. Танцовщицы ахнули, не ожидая от меня такого мастерства, - вспоминает Валентина Ивановна. - А когда вернулась домой, то мои мышцы буквально онемели. Не могла ни разговаривать, ни ходить, потому что долго не выходила на сцену после рождения сына». Первый танец она ставила почти год. «Это был адский труд. Поначалу у меня ничего не клеилось, но потом постепенно, читая теоретическую литературу по хореографии, я стала самообразовываться, и у меня начало всё получаться», - добавляет Валентина Матрос. Вскоре её мужу предложили стать директором открывшегося в Гомеле драматического театра. Так Валентина Ивановна попала в наш город.

ЗАБОЛЕЛА ТАНЦЕМ

«В Гомеле мой коллектив принимал участие практически во всех концертах, которые готовил известный хореограф Александр Рыбальченко, - говорит Валентина Ивановна. -Помню, как приехала румынская делегация, для которой я поставила их народный танец. Они до слёз расчувствовались от увиденного на сцене ДК железнодорожников». У самой же Валентины Матрос настоящий, по её словам, шок вызвало выступление ансамбля народного танца Игоря Моисеева. «Это было что-то необыкновенное, -вспоминает она. - Вот где у меня полностью открылись глаза на танец. Я тогда им просто заболела». Посещение концерта такого уровня стало возможно благодаря тому, что Валентину Ивановну пригласили на всесоюзный семинар хореографов, который проходил в Московском дворце пионеров.

Всего же на гомельской сцене она поставила более пятидесяти танцев. За работу по развитию хореографического искусства Валентину Матрос удостаивали различных наград, но главной для неё является то, что многие её воспитанники стали танцорами или хореографами. «Береснёва, Козлова, Посканная, Дроздова, Олениченко, Лена Савич, Ира Короткевич», - сходу называет хореограф своих девочек, несмотря на то, что они давно уже взрослые и сами учат танцевать новое поколение детей.

«Как бы кого не забыть, ведь их так много, - волнуется Валентина Ивановна. - Игорь Ситько стал лауреатом международного конкурса артистов балета, танцевал в оперном театре Санкт-Петербурга, а сейчас за границей работает. Валентина Пряничникова преподаёт хореографию в колледже искусств имени Н. Ф. Соколовского, Галина Крутикова работала в Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. Дима Гвоздев и Саша Савицкий танцевали в ансамбле "Хорошки"». Всех учеников, которые прошли за полвека работы через хореографический класс Валентины Матрос, конечно же, не перечесть. Но, без сомнения, каждому из них она отдала частичку своей творческой энергии.



Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ












«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930