«Караул» на автовокзале.
Как налоговые органы выявляют нелегальных перевозчиков? Задав этот вопрос заместителю начальника отдела оперативно-контрольных мероприятий ИМНС Республики Беларусь по Железнодорожному району города Гомеля Алексею Робовскому, я получила приглашение стать реальным участником рейда. Уже на следующий день я отправляюсь в рейд вместе с Алексеем Робовским, его коллегой – главным государственным налоговым инспектором ИМНС Республики Беларусь по Железнодорожному району города Гомеля Александром Онищуком, а также с оперуполномоченным ОБЭП Гомельского ОВД на транспорте лейтенантом милиции Николаем Малявко.
– Нелегальные таксисты покрывают друг друга. Если хотя бы один из них знает о том, что проходят рейдовые мероприятия, то эта информация сразу же становится достоянием гласности. Поэтому уже через час после начала контрольного мероприятия выявить кого-то из них почти невозможно. Рейды проходят в различное время суток и в разных точках города. Как показывает практика, больше всего нелегальных извозчиков дежурят возле дискотек, вблизи вокзалов, – пояснил Александр Александрович, почему в поисках нелегальных таксистов мы сегодня направляемся именно к автовокзалу.
Машины с атрибутикой такси в поле зрения налоговых инспекторов тоже попадают, даже если на автомобиле есть жёлтые наклейки и «шашечки», а также жёлтые номера, и это означает, что владелец автомашины либо ИП, либо работает в ЧТУП.
Налоговым органам хорошо известны хитрости, к которым прибегают таксисты вне закона. Они устанавливают «шашечки» на автомобиле с белыми номе-
рами и без таксометра. Таких извозчиков налоговые органы не обходят стороной.
Подъезжая к автовокзалу на служебной машине, мы заранее обговорили, что пассажирами, едущими в Новозыбков, будут лейтенант милиции Николай Малявко и я.
– Деньги вперёд отдавать не нужно. С нелегальными извозчиками рассчитываются только по приезде на место назначения. Достаточно будет проехать несколько метров и потом уже можно просить остановить машину, – очертил план дальнейших действий Алексей Робовский.
Припарковались во дворе поблизости от автовокзала. Под видом молодой пары мы с Николаем Малявко направились к входу в здание.
– Будем ждать, когда кто-нибудь из нелегальных таксистов подойдёт сам. Спросим, сколько стоит доехать до Новозыбкова. Для убедительности уместно будет немного поторговаться, – предупредил меня лейтенант Николай Игоревич.
– Какая цена нас устроит? – поинтересовалась я.
– 360 000 рублей.
Переходя «зебру», сразу же окидываем взглядом квадрат, где стоят машины, на тот случай, если кто-нибудь из нелегальных таксистов припарковался среди них. Ни одной из табличек с названиями городов, куда предлагают подвезти, на них, к сожалению, не оказалось.
На часах около 15.00. На Новозыбков ближайший рейс только в 16.00 – значит, кто-нибудь из нелегальных таксистов должен ещё «дежурить». Мы остановились на крыльце. Ждать пришлось недолго. Пару минут – и к нам подошёл таксист. Поднимаясь по ступенькам, 55-летний мужчина окинул нас беглым взглядом и, звеня ключами от автомобиля, спросил:
– Куда едете?
– В Новозыбков.
– Подвезти?
– А сколько будет стоить?
– 1200 российских рублей.
– А сколько в белорусских рублях?
Возникла пауза.
– 1000 российских рублей – это 290 000 белорусских. Значит, едем за 300, – вмешалась я в разговор.
– Мало. Могу только за 350, – стоял на своём водитель.
– Поехали, – согласился лейтенант.
Пошли по направлению к белому микроавтобусу, который стоял на парковке неподалёку от нас. Как заранее договорились во избежание внештатных ситуаций, я села на заднее сидение, Николай – рядом с водителем. В машине душно, кондиционер не работал. На грязном полу в салоне валялись инструменты и пластмассовая бутылка с водой. Находиться в микроавтобусе было некомфортно и жарко. Сразу же подумала, что, если б и вправду пришлось отправляться в дальнюю дорогу, то поездкой я осталась бы точно недовольна. Если каждый законопослушный водитель ежедневно проходит предсменный медицинский осмотр, и у него в путевом листе есть отметка о том, что его автомобиль находится в технически исправном состоянии, то в данной поездке сохранность жизни и здоровья никто не гарантирует.
– До какой точки едем?
Улицу знаете? – спросил немногословный таксист, заводя машину.
– Лена, ты в курсе? – обратился ко мне Николай Игоревич, так как никто из нас, как оказалось, кроме водителя, не знал ни одной улицы Новозыбкова.
– Сейчас позвоню, узнаю, – спокойным тоном ответила я, не спуская глаз с перевозчика.
Ехали мы недолго. Милиционер достал удостоверение и потребовал немедленно остановиться.
– Не вздумайте выходить из машины или бежать. Сейчас подойдут сотрудники налоговой инспекции, – быстро произнёс твёрдым тоном Николай Игоревич, так как зачастую нелегальные извозчики пускаются наутёк, бросая машину и всё находящееся в ней добро.
Не ожидавший такого поворота событий, наш водитель даже не думал суетиться. Правда, полной неожиданностью для него стало присутствие в салоне его автомобиля журналиста.
– Давно таксуете? – спросил подошедший к машине Александр Онищук.
– Да.
– Покажите свидетельство о регистрации как индивидуальный предприниматель или субъект хозяйствования.
– У меня его нет.
Все вместе едем разбираться в ИМНС Республики Беларусь по Железнодорожному району города Гомеля.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
– Впервые попадаете в поле зрения налоговых органов? – спросил Александр Онищук, так как, если нелегальный таксист нарушает закон за один год дважды – это грозит ему штрафом и конфискацией автомобиля.
– Было как-то давно, – раздражённо ответил водитель.
– Работа основная есть?
– Нет.
– Вы были когда-либо зарегистрированы как ИП?
– В 2008 году закрыл лицензию.
На вопрос, почему же он переквалифицировался в нелегального извозчика, мужчина признался, что переступать черту закона никогда не собирался, но жизнь заставила выехать на теневую дорогу. Камнем преткновения на пути закона, по его словам, всего навсего оказалось отсутствие водительской категории, позволяющей управлять микроавтобусом. Такую причину, объясняющую нелегальный заработок, налоговые инспекторы услышали впервые.
Мужчине пояснили: чтобы стать легальным таксистом, нужно пройти курсы, купить таксометр и поставить его на учёт в налоговой инспекции, получить лицензию на эту работу в Министерстве транспорта и коммуникаций. Кроме того, не обойтись без жёлтых номеров специального образца. Придётся уплатить единый налог и исправно уплачивать страховку.
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
Если нелегальный таксист без «шашечек» нарушает закон впервые, то ему начисляется единый налог, сумма которого зависит от количества мест в автомобиле. Если за год попадается дважды – уже платит штраф и есть вероятность того, что машина у него по решению суда будет конфискована государством.
Стоит отдать должное находчивости нашего бывалого таксиста, так как он был уверен, что при начислении суммы налога торг будет весьма уместен. Мужчина предъявил свидетельство о регистрации на второй автомобиль только уже с меньшим количеством посадочных мест. Однако это обстоятельство никак не повлияло на начисленную сумму, так как и в этой машине сидений тоже оказалось больше 4.
Незаконопослушному таксисту пришлось уплатить единый налог в размере 1100000 рублей немедля, поскольку каждый день просрочки чреват пенёй. Уже покидая стены налоговой инспекции, водитель клятвенно обещал, что за старое ни в коем случае уже никогда не возьмётся.
«По счётчику» дешевле
Вернувшись в редакцию, я позвонила в диспетчерскую филиала «Гомельский объединённый автовокзал» и полюбопытствовала, сколько же стоит добраться до Новозыбкова. Вежливый мужской голос мне ответил, что за поездку в один конец водитель маршрутного такси попросит у вас 34 800 рублей, а автобуса – 44 000.
За ту сумму, которую нам слеовало бы заплатить до Новоыбкова нелегальному таксисту, мы могли бы съездить туда в комфортабельном автобусе или маршрутном такси три раза. При этом была бы ещё и гарантия того, что водитель трезв и транспортное средство технически исправно.
Елена Байдан