- А что я могу сделать? - открыто выражает недовольство на замечание инспектора ГАИ о просроченной на 4 месяца отметке гостехосмотра водитель «Хонды», оскалившейся в «безбамперной улыбке». - Сами знаете, какая зима была! Да еще во дворах снег толком не чистили. У моей машины посадка низкая, вот бампер и срывало несколько раз. «Японцу» требуется серьёзные вложения, В последний раз удар о заледеневшие снежные наносы был роковым. Вместе с бампером повредилась и защита колес. На восстановление требуется 150 долларов. Пока семейный бюджет не готов к таким расходам, а ездить надо. Поэтому молодой человек по-прежнему эксплуатирует свою «Хонду». Благо, та не подводит. Штраф заплатил и с «обвинением» согласен, а вот дать обещание, что завтра же пройдёт техосмотр, не смог.
Не спешили выполнять это обязательство и другие водители, «наказанные рублём»...
- в последнюю декаду марта сотрудники ГАИ Гомп/п.щины совместно с представителями транспортной инспекции и УП «Белте-хосмотр» проводят декаду «Гостехосмотр», - объясняет причину повышенного внимания к машинам и их владельцам заместитель начальника отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Гомельского облисполкома Денис Капустин. - В это время будет усилена профилактическая работа с автовладельцами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
По дорогам Гомельщины колесит немало автомобилей с неудовлетворительным внешним видом видом и явными признаками технической неисправности. Многие из них не прошли государственный технический осмотр. В прошлом году эксплуатация технически неисправных транспортных средств стала причиной 9 ДТП, в которых 1 человек погиб и 12 - получили ранения.
Несколько лет назад серьезная авария произошла в Гомеле на Речицком шоссе. Инспектор Владимир Саприко вспоминает, что тогда водитель тщетно давил педаль тормоза перед пешеходным переходом - система отказала. Машина неслась на всех скоростях. Прямо на месте ДТП погибли двое мужчин...
Во время спецрейдов инспекторы выявляют на дорогах авто с непройденным в установленные сроки гостехосмотром и наказывают водителей. Каждому, кто объезжает станции техосмотра стороной, грозит штраф до двух базовых величин. Однако были случаи, когда штрафовали и тех, у кого отметка стоит. Подделка печати обнаруживается в считанные минуты...
Многие ездят на «авось», забывая раз в год, если машине 10 и больше лет, или раз в два года, если авто моложе, осматривать его у специалистов. Сотрудники «Белтехосмотра» подчеркивают, что только 42% от зарегистрированных автомобилей вовремя проходят профилактическую диагностику.
За прошедший квартал на осмотр не явилась ни одна машина сельхозпредприятий. Но это отнюдь не значит, что все трактора и грузовики стоят в боксах. Примеры не заставили ждать.
- Вот так круглый год! - нервничает разгоряченный водитель ЗИЛа, который за пять лет ни разу не прошел техосмотр. - Сначала посевная, потом уборочная. А теперь все на контрольной дойке. У меня есть начальство, я ж не могу лезть к ним со своим уставом. Машина ездит - и хорошо.
Хозяйственникам сейчас, действительно некогда вздохнуть - на носу посевная. Главное - успеть подготовиться и отсеяться. Остальное - мелочи.
Но инспектор невооруженным глазом видит недостаток грузовика - утечка воздуха в тормозной системе. Работник совхоза не в силах отрицать очевидное.
Некоторые водители из районных центров сетуют, что ездить в Гомель на техосмотр чересчур накладно. К тому же, если прошел с первого раза - удача, а если нет ремонтируйся и снова за 50 км. Чтобы немного облегчить их участь, по области, согласно расписанию, курсируют три передвижных станции техосмотра.
Между тем, экзамен на профпригодность с первого раза не выдерживает порядка 30% машин. И это только при наличии серьёзного несоответствия требованиям. Самые частые и серьёзные недостатки - неисправность тормозной системы и рулевого управления, плачевное состояние элементов подвески. Нередко состояние авто не удовлетворяет инженеров техосмотра, не смотря на то, что водитель клянётся, будто вот-вот выехал со станции техобслуживания, где практически все заменили.
- Видно же шаровая опора новая, ещё и краска блестит, и недавно заменена, -инженер «Белтехосмотра» Василий Волчецкий не видит оснований не доверять, автовладельцам, однако тут же приводит суровую реальность. - Но автомобиль не проходит техосмотр - деталь почти разваливается...
Тоже самое и с шинами. А все объясняется достаточно просто. На рынки зачастую завозят нелицензиронный товар. То, что за рубежом уже порядком отъездило и отслужило, у нас нежно называют "б/у", но в отличном состоянии» и продают подешевле. Покупатели находятся. Срабатывает стереотип, что европейские дороги - гладь и равнина, поэтому не страдает и «резина». На самом депе всё гораздо сложнее. Экономия может обернуться трагедией. Уже были случаи, когда отбракованная иностранцами резина устанавливалась на гомельские авто и во время движения разрывалась...
Не раз возвращали автовладельцев со станции техосмотра из-за несоответствия стандартам лампочек на фарах. Человек покупает новые - и снова не то. Совет один - требуйте лицензию на товар. Зачастую не проходит «техосмотр» и аптечка. Так же может стать причиной не прохождения неправильно установленный фаркоп, поэтому лучше устанавливать его согласно правилам, с которым можно ознакомиться на
Василий Волчецкий увлеченно посвящает в мельчайшие тонкости. О том, к примеру, что водители нарушают уже тем, что не наклеивают специальный талон о прохождении техосмотра. А имеющие стаж до 2 лет вешают очень маленький значок «70». Казалось бы, его тоже купили на рынке, но «кроха» не соответствует ГОСТу.
Некоторые водители вообще едут на осмотр, специально не готовясь. Если все нормально - хорошо. Но если что-то и обнаружат - тоже неплохо. По крайней мере, будет установлена невидимая неисправность. Как ни странно, и здесь экономия. Диагностика только одной подвески на СТО стоит порядка 30 тысяч. А за повторный техосмотр придется заплатить всего 13.
В ходе рейда было остановлено около двух десятков грузовиков и легковушек. Лада 1979 года - блестит, как новая. Документы в порядке. Хозяин смотрит за машиной, и ВАЗ многие годы не подводит А многие иномарки, проездив по белорусским дорогам пару-тройку лет, лишенные заботливой руки владельца, буквально рассыпаются на ходу.
Мораль сей байки такова: любишь кататься - люби и под машиной поваляться...
Олеся ЖЕЛЕЗНЯКОВА