Сюжет в чём-то сложен, в чём-то невероятно прост. Всё, как в жизни. В палате лежат четыре беременные женщины. У каждой своя история. Кто-то с трудом забеременел, кто-то до этого долго не мог выносить, а кто-то собирается на аборт. За время спектакля перед зрителями прошли жизни четырёх женщин. Разговоры и события, происходящие в палате, - от комичных до трагичных. Это и мифы, связанные с родами: как кому-то зашили во время «кесарево» ножницы, как чей-то муж упал в обморок во время совместных родов; и страхи, связанные с личными переживаниями: если роды пойдут не так, кто будет воспитывать моего мальчика, ведь молодому папе он будет не нужен... «Видят ли сны наши дети? - Нет, они же ещё не родились. - Они видят Бога...»
Зрители, разные по возрасту осуждённые женщины, отбывающие наказание в колонии, живо реагировали на происходящее на сцене. Все события, страхи, переживания, показанные в постановке, большинство проходит в реальности. Когда же три женщины, ждавшие детей, вышли на сцену с заветными «свёртками», зал в буквальном смысле захлебнулся аплодисментами. А когда с таким же «свёртком» появилась четвёртая, молоденькая Марго, которая, как казалось, не поддалась на уговоры сохранить ребёнка, зрители аплодировали стоя.
Отвечая на вопрос, с чем связан выбор темы спектакля, режиссёр Алексей Бычков, работающий с осуждёнными в рамках проекта «Театр в тюрьме», отмечает:
- Разве может какая-либо другая тема быть более подходящей для женской колонии, чем тема материнства, рождения ребёнка? Женская природа - рожать, растить. Это предназначено свыше! А сегодня с этим есть проблемы. Аборты, лишения родительских прав. Когда женщина перестаёт быть женщиной - это страшно. Спектакль обязателен к просмотру тем, кто лишён родительских прав.
- Вы выбрали счастливый конец: девушка, которая собиралась на аборт, в конечном итоге рожает малыша...
- А как иначе? В этом и есть призыв! Наш клич! Что нужно рожать, а не идти на аборт.
- Есть ли специфика в работе с осуждёнными?
- Я не знаю, что они осуждённые. Только проходя через контрольные пункты, понимаю, что нахожусь в зоне определённых правил. Я работаю с людьми. И они работают с отдачей.
- Как думаете, могли бы из них получиться профессиональные актрисы?
- А почему нет? У многих есть хорошие задатки. Женщины по своей природе актрисы. А моя задача через профессиональные секреты «вытаскивать» это актёрское начало.
- Это не первая постановка. Какие темы для вас приоритетны, когда вы работаете на сцене в ИК?
- Тема любви. В разных её ипостасях. Собственно спектакль «Бог любит» тоже о любви. Правда, в этот раз о материнской.
Разве может какая-либо другая тема быть более подходящей для женской колонии, чем тема материнства, рождения ребёнка? Женская природа -рожать, растить. Это предназначено свыше! Когда женщина перестаёт быть женщиной - это страшно.
Между тем, в четвёртой исправительной колонии 30 процентов женщин лишены родительских прав. Об этом рассказала начальник ИК-4 Светлана Походова.
- Посмотрев этот спектакль, зритель перемотает, пересмотрит свою жизнь, - отмечает руководитель, рассуждая о значимости проекта для учреждения. - Посмотрите, как тема зацепила осуждённых! Значит, можно надеяться, что кто-то из них переосмыслит некоторые свои поступки. Да она зацепила и всех остальных, кто присутствовал в зрительном зале. Бесспорно, мощная постановка. Нам повезло, что с нами работает такой человек, как Алексей Бычков.
Проект «Театр в тюрьме» на базе ИК-4 существует с 2005 года. Появился он при поддержке клуба деловых женщин страны. Первое время его финансировали. Сегодня он работает на энтузиазме режиссёра, руководства исправучреж-дения. По словам Светланы Походовой, огромное значение имеет не только сама премьера, но и многомесячные репетиции, которые предшествуют ей. Это некий способ для осуждённых оторваться от монотонности тюремной жизни, научиться работать в коллективе, думать над предлагаемыми режиссёром темами.
Дарья СТРЕЛЬЧЕНКО