Мы привыкли воспринимать лифт, как неизменный элемент удобства, экономии сил и времени. Поэтому спокойно перешагиваем его порог, когда он радушно распахивает свои двери. Но многие из нас хоть раз в жизни становились заложниками этой «умной коробки». Вот тогда вопрос удобства и экономии времени моментально ставился под сомненье...
Чтобы лифты преподносили нам как можно меньше подобных сюрпризов, их необходимо своевременно менять. О том, какие сроки жизни лифтов, а также как выполняется их модернизация или замена, корреспондент «Вечерки» узнавал в ЗАО «Гомельлифт».
Жизнь лифта составляет 25 лет. Хотя это не значит, что по истечении данного времени он перестанет работать. В Гомеле, к примеру, более 670 лифтов, срок эксплуатации которых давно прошел, но они продолжают функционировать, несмотря на то, что подлежат замене. Эта необходимость вызвана, как ни странно, экономией. Даже несмотря на то, что один новый лифт стоит от 35 до 40 миллионов. Не считая расходы на работы по замене (или модернизации), а также проектную документацию. Однако ремонтировать старый лифт обходится на 30-70 процентов дороже. Отдельные его запчасти стоят дороже, чем комплектный новый лифт. К тому же «старички» чаще ломаются, застревают, и ремонтировать их приходится намного чаще. Увы, из-за недостаточно хорошего качества, частенько приходится ремонтировать и новые лифты.
Безусловно, новые модели превосходят своих предков по дизайну и потребляют меньше энергии. Они выполнены на микропроцессорной основе и лучше защищены от вандалов. К примеру, в лифтах старого образца кнопки и плафоны освещения были пластмассовые. Те, у кого хронически чешутся руки, просто сжигали их. В новых же они металлические, впрочем, как и все остальные детали. Поэтому голыми руками и даже при помощи зажигалки что-либо испортить практически невозможно.
- В отношении современных моделей лифтов вандализм практически свелся к нулю.
- рассказывает генеральный директор ЗАО «Гомельлифт» Валерий Корниенко. - Возможно, это связано и с ростом культуры населения. С другой стороны, сейчас производят такие лифты, которые вообще трудно как-либо испортить без применения инструмента. А вот срок их эксплуатации остался прежним. Может быть, это оправдано не столько в плане безопасности, сколько в плане роста потребительских свойств. Когда-то мы были счастливы, купив «Запорожец», а сегодня даже машина с кондиционером - не последний писк моды.
В прошлом году в жилых домах Гомеля было установлено 126 новых лифтов. С начала текущего заменено уже 13. К тому же должны соблюдаться сроки на монтаж и демонтаж лифта.
- Раньше мы заменяли лифт за два с половиной месяца, - информирует главный инженер Сергей Рыбин. - Сейчас поставлена цель
- выполнять эту же работу за 40 дней. Иногда это удается и за меньший срок.
Но даже установленный лифт не всегда сразу включается в работу. К примеру, дом № 58 по улице Чечерской был сдан еще в конце лета, и люди въехали в долгожданные квартиры в сентябре. Радость некоторых новоселов омрачало то, что тепрь не составляет труда и все остальные пожитки приходилось поднимать на восьмой этаж вручную. Да и прогулки с маленькими детьми, по той же причине - целая проблема. Таскать коляску по лестнице - радости мало. Лифт в этом доме не работает до сих пор. - Установка лифта - это только первый этап, - комментирует ситуацию главный инженер. - Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов составлены таким образом, что для того, чтобы запустить его, необходимо пройти разные процедуры, связанные с проверкой и техническим освидетельствованием. Если раньше просто приходил эксперт и давал разрешение, то сейчас он должен провести полное техническое освидетельствование. После чего представители Центра стандартизации, метрологии и сертификации должны измерить уровень, как того требуют новые правила. Затем должна быть собрана комиссия с участием инспектора Госпромнадзора и представителя завода-изготовителя. И только потом лифт регистрируется, и дается разрешение на его эксплуатацию. Обычно процесс занимает около 2-3 недель, при условии, если не возникает никаких других проблем.
Одной из «других» проблем, возникающих при регистрации, может быть отсутствие внешних сетей диспетчеризации лифта, по которым в случае поломки сигнал должен поступить на диспетчерский пульт. Для этого собственнику лифта необходимо заключить договор с РУП «Белтелеком» об использовании их кабельных сетей. В ситуации с домом №58 по улице Чечерской председатель кооператива (теперь уже бывший) по каким-то причинам долгое время не подавал такого запроса.
- В случае прокладки отдельного кабеля, предусмотренного проектно-сметной документацией, владелец лифта должен ежемесячно выплачивать довольно приличную арендную плату, - разъясняет нюансы Сергей Рыбин. - В настоящее время руководство кооператива данного дома сменилось, и новым председателем уже написано письмо в «Белтелеком». Недовольные звонят постоянно. Кто-то просит, кто-то требует и возмущается, кто-то угрожает... Но ведь это - не наши полномочия. Из-за подобной проблемы очень много лифтов, находящихся в рабочем состоянии, простаивало. Однако из соображений безопасности, мы не можем запустить в эксплуатацию лифт, не имеющий диспетчерской связи. Ведь если человек застрянет, то не сможет вызвать помощь.
Генеральный директор ЗАО «Гомельлифт» Валерий Корниенко признается, что ему и самому доводилось застревать в лифтах:
- Последний раз это случилось 23 февраля прошлого года. Норматив на освобождение людей составляете минут и в подавляющем большинстве случаев он соблюдается. Как правило, есть разные поломки. Бывает, лифт ломается по вине самих людей. Или - из-за отключения электроэнергии, что происходит довольно часто. Достаточно, чтобы просто «моргнул» свет и все - лифт останавливается. А по количеству это могут быть целые микрорайоны. В прошлом году, к примеру, подобный перебой, случившийся во время сильной грозы, вызвал одновременную остановку 360-370 лифтов по всему городу.
По словам Валерия Корниенко, порою граждане весьма агрессивно реагируют на подобные «остановки». Бывали случаи, когда застрявшие даже избивали своих освободителей - работников лифтовой аварийной службы.
Людей можно понять. Ведь каждый по-разному воспринимает замкнутое пространство, в котором, тем более, вдруг гаснет свет, а ждать вызволения приходится не один десяток минут. Мягко говоря, неприятно. Хотя и это не оправдывает хулиганских действий пассажиров лифта.
Ведь тот, кто пришел к ним на помощь - не виноват.
Анна КОВАЛЕВА