По новой гипотезе антропологов, мы обязаны своим интеллектом кулинарии. Возможно, если бы наши далекие предки не начали в свое время осваивать это искусство, то так и не слезли бы с деревьев.
Профессор Гарвардского университета Ричард Рэнгэм и его коллеги из Университета Алабамы (США) и Университета Ливерпуля Джона Мурса (Liverpool John Moores, Великобритания) взяли за точку отсчета принятую сегодня большинством ученых «мясную» теорию эволюции.
Она гласит: как только в рационе австралопитеков (одна из переходных версий между обезьяной и человеком) появилось мясо, их мозг начал увеличиваться в размерах и, соответственно, наращивать интеллект. Внешне австралопитеки еще были похожи на шимпанзе, но передвигались уже на двух ногах, как мы с вами.
По новой версии ученых, резкий скачок в развитии произошел не только благодаря собственно мясу, но и тому, что австралопитеки стали пытаться его обрабатывать. «В один прекрасный день кто-то случайно бросил кусок в огонь, — рассуждает профессор Рэнгэм. — Он зажарился, вкус всем понравился, и это задало совершенно новое направление развитию человечества».
В результате этого нового растительно-плотоядного образа жизни и первых экспериментов с приготовлением, пищи появился homo erectus — анатомически почти современный человек. Ему уже не приходилось по шесть часов разжевывать пятикилограммовую гору растений и плодов, чтобы обеспечить себя энергией для выживания. Часть рациона стала мясной, а термическая обработка облегчала процесс переваривания.
Как следствие, огромный по нынешним меркам кишечник австралопитека у homo erectus сузился на 20%, а объем мозга, наоборот, увеличился, причем ровно на те же 20%. Произошло как бы перераспределение энергии: та часть, которая раньше уходила на усвоение еды, теперь шла на питание и развитие мозга.
Крупные плоские зубы и большие челюсти (с их помощью удобнее разжевывать листья, плоды и орехи) слали мельче, руки — короче, ноги —длиннее, а тело — мобильнее за счет уменьшения объема пищеварительного тракта. Человек прямоходящий быстрее соображал и быстрее двигался, что постепенно и привело к homo sapiens.