Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 17-02-2014, 22:35

На прогулку с князем

ЦЕНА ВОПРОСА

- Вячеслав Карпович, как возникла идея создать такую скульптурную композицию?

- Когда прогуливался с женой по улице Советской, в голову пришла мысль: «А хорошо бы, чтобы в городе появилась динамичная скульптура. Может, собаки?» «Да! У нас же есть свои, которых похоронили в парке, - Лорд и Марко», - вспомнил я. Элитные собаки - русские борзые - должны были подчёркивать статус владельца. Поэтому решил добавить князя. Кстати, его рост, чтобы вы представили масштаб работы, - 190 сантиметров вместе с цилиндром.

В итоге получилась целая скульптурная группа. Это наша подлинная история, которая одновременно может стать и прекрасной игровой композицией. Подобное обращение к прошлому в духе нашего времени. Согласитесь, приятно постоять рядом с князем. В этом есть какое-то приобщение к ушедшей эпохе. Опять же просматривается связь поколений. Кроме того, туристы будут восхищаться увиденным, не говоря уже о детях.

- И сколько стоит водрузить их на набережной?

- Деньги немаленькие. Все хватаются за голову. Это же групповая скульптурная композиция! Пожалуй, впервые в Гомеле в бронзе такой чудак, как я, предлагает подобный проект. Он выполнен в классической итальянской манере. В позапрошлом году отлить и установить три скульптуры стоило 50 тысяч долларов. Сейчас немного дороже. Для сравнения - в Голландии отлить один небольшой колокол обойдётся столько же.

- А какие ещё сложности возникают в связи с этой композицией?

- Пока лепишь, думаешь, как сделать так, чтобы скульптура ожила. Будут ли люди здороваться с собакой за лапу, а дети скользить по спинам животных? Это ведь тоже важно. Но психологически для меня тяжелее всего - держать скульптуры собак с князем взаперти в мастерской. Когда произведение готово, нужно его устанавливать, чтобы была эмоциональная разрядка. И скульптор должен идти дальше, как любой творец.

«ЛОДОЧНИК» ПЛЫЛ ПЯТЬ ЛЕТ

- Поза «Лодочника» слегка напоминает мне «Давида» Микеланджело. Брали ли вы его скульптуру за основу для своей работы или это только моё заблуждение?

- Нет, ничего общего у них нет. Я мог бы создать хорошо поставленную фигуру, но решил усложнить задачу, чтобы лодочник символизировал не только первого гомельчанина, но и древнегреческого бога времени -Хроноса, который движет столетия. При создании фигуры я использовал принцип динамики в статике. Должно было создаваться впечатление, что он неподвижно стоит и одновременно толкает лодку, то есть движет время.

- И сколько же времени на это потребовалось?

- Вынашивал идею, делал эскизы и наброски пять лет. Изначально планировал лепить его вместе с другом из Питера - поэтом, писателем и скульптором Володей Обуховым. Во внутреннем дворе 54-й школы даже был сооружён поворотный круг для будущей фигуры. У меня была предварительная договоренность со скульптором Владимиром Обуховым, но обстоятельства изменились. Увеличение скульптуры пришлось делать на литейном заводе.

НА ВЕЛОСИПЕДЕ ДО МОСКВЫ

- Банальный, наверное, вопрос. Как вы стали скульптором?

- Мне повезло. Мой отец был директором сельской школы и по тем временам хорошо зарабатывал. Поэтому имел возможность учиться. И вот в 16 лет я сел на велосипед и поехал в Москву. Там я попал на выставку в Пушкинском музее и увидел скульптуры Антуана Бурделя, ученика великого Огюста Родена. Мощь его искусства сильно повлияла на впечатлительного мальчика, каковым я тогда был. Я ведь всю жизнь стихи писал. У меня философско-по-этический склад ума.

- Но вы ведь занимались рисунком до того, как приехали в Москву?

- Специально нигде в изостудиях не обучался, но мог лихорадочно перерисовывать всё что угодно. Изображение получалось, как фотография. Девочкам розы рисовал. Они были в восхищении. А потом девять лет учился, закончил два учебных заведения. Господи! Зачем?! Сейчас понимаю, что нужно было просто прийти к хорошему скульптору в мастерскую и делать завитки в волосах, работать с формой. Как скульпторы прошлого, которые шли в ученики к признанным мастерам.

БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ...

- О чём вы сейчас мечтаете?

- Микеланджело был очень толковым парнем. Так вот он говорил, что на одну скульптуру ему нужен год. С тех пор, считаю, ничего не изменилось. Когда мне говорят: «Сделай это за месяц!» - меня такой подход возмущает. Например, случается, что приходится скульптуру делать за месяц. Это не совсем правильно. Мечта любого мастера - чтобы у него была возможность выполнить произведение только в им определённый срок. Как вышло у меня со скульптурной композицией «Прогулка с борзыми», где я на профессиональном языке скульптора выразил всё мною задуманное. - А есть ли у вас задумки новых скульптур? - Сейчас создаю Русалочку и Нарцисса для небольшого фонтанчика. Также работаю над фигурой странника. Это философский персонаж. Недавно сделал фавна, обнимающего цветы хмеля. Кстати, призовая статуэтка для «Сожскага карагода» -это тоже моя работа. Вот только с шарманщиком не повезло. Он сделан из тонкого бетона, поэтому с трудом выдерживает «любовь» обывателя.

- У вас даже бюст рэпера Се-рёги есть?

- Друзья артиста подарили ему маленький бюстик лет пять назад ко дню рождения. Но Серёге он не очень понравился. Я взял на заметку и немножко его видоизменил. Несколько лет работал в этом направлении для себя. Теперь видоизменённый и переработанный образ певца стоит у меня в мастерской. У скульптора ведь тоже случаются нелёгкие времена. Бывает много заказов, бывает ничего. Скульптор Роден по этому поводу говорил: «Вы хотите увидеть мои ранние работы? Обойдите кладбища Парижа и увидите мои кровь, пот и слёзы». Даже он много халтуры делал. Кстати, надгробия делал и я. Большое искусство требует многое претерпеть. Чтобы потом не делать лишнего.

Перед уходом Вячеслав Карпович разрешил прикоснуться к князю. «Теперь мой отпечаток пальца на его камзоле будет запёчатлён на века. И я смогу показывать его внукам?» -пошутил я. «Будем надеяться, что литьё будет хорошим», - заверил меня мастер. Чтобы это проверить, остаётся всего ничего: отлить скульптуру и водрузить на набережной дворцово-паркового ансамбля. Возможно, тогда потомки смогут лицезреть не только мой незначительный отпечаток, но и настоящую историю родного города, отлитую на века.


Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930