СУПЕРБЕЛОРУС ВОЗМОЖЕН?
- Андрей Валентинович, вы в соавторстве с Игорем Мыть-ко написали книгу по мотивам Гарри Поттера. Не было ли у вас желания придумать собственного персонажа?
- После «Порри Гаттера» мы с Евгенией Пастернак написали книги, героев которых придумали сами. К сожалению, по масштабам они пока несравнимы с Томом Сойером Марка Твена или Незнайкой Николая Носова.
- А не хотелось ли вам создать своего супермена, с белорусским колоритом?
Евгения:
- «Мена» точно нет. Невозможно сесть и придумать сходу второго супергероя или Гарри Поттера.
Андрей:
- И даже второго супермена. Ведь все эти ставшие популярными «мены» составляют лишь 5-10 процентов от общего количества супергероев, которых создаёт американская компания «Marvel». Они выбрасывают на рынок 100 комиксов с сотней разных героев и только 2-3 из них начинают интересовать читателей и зрителей в кино. Из спроса в конечном итоге и вырастает супермен.
- Получается такая суперрулетка?
Андрей:
- Это совершенно не творческая, а индустриальная задача. Это не литература, а технология. Маркетинг в чистом виде. Поэтому вопросы о создании для детской аудитории супергероев нужно задавать не нам, а большим издательствам, которые способны запустить огромную серию комиксов.
- Вы в прошлых интервью говорили о сложностях распространения книг в нашей стране. Изменилось ли что-то за последнее время?
Андрей:
- К сожалению, нет. Проблема не в книгоиздательстве, а в распространении литературы. Если бы у нас была отлаженная книжная торговля, издательства вздохнули бы с огромным облегчением. Авторы есть, люди, которые в состоянии хорошо издать книгу, есть, иллюстраторы есть. Но огромное количество людей работает на Россию.
РУКОПИСЬЮ ПО ГОЛОВЕ
- Андрей Валентинович, вы в одном интервью рассказали, что у вас в Гомеле родилась дочь...
-Да.
- Хотя вы сами не гомель-чанин. Как так получилось?
- У меня в тот период жена проживала в Гомеле, хотя родилась в Гродненской области. Просто у родителей жены здесь есть квартира. Я в вашем городе бываю только наездами. У вас хороший, милый областной центр. Вообще люблю небольшие города. Гомель - мой тип места проживания. Он хорош тем, что ещё не превратился в мегаполис.
- Если бы кто-то из гомель-чан написал книгу и пожелал отправить её в московское издательство, что бы вы ему посоветовали? На что стоит делать акцент?
Евгения:
- Писать нужно только то, что хочется самому. Если кто-то начнёт творить под заказ, например, на тему вампиризма, то, вероятнее всего, такое издательство, как «ACT» не возьмёт. Надоели вампиры.
Андрей:
- Если писать под заказ, то нужно сначала связаться с издательством и конкретно обсудить тему будущей книги. Также у вас спросят, что до этого написали, с целью получить представление о вашем стиле. Это один вид литературного творчества. Но нам больше нравится второй, когда мы пишем, что нам хочется, а после предлагаем издателям то, что получилось. Он, конечно, рискованный. Здесь должно повезти. Также надо понимать, что любая рукопись, присланная в «ACT», - это потенциальный «висяк». Шанс, что её откроют и почитают, очень невелик. Поэтому мы бы посоветовали начинать не с издательств, а с литературных конкурсов. Благо, что в России их не меньше десятка. Имеет смысл отправлять на них свои рукописи. И это уже будет осознанным шагом к издателю. Евгения:
- Если человек попадёт в финал литературной премии, то для издателя это автоматически означает, что рукопись будущего писателя уже прочитали эксперты. Поэтому, вероятнее всего, её прочтут и в издательстве.
- То есть рассчитывать молодому неизвестному автору на то, что его рукопись сразу прочитают в издательстве, бесполезно?
Евгения:
- Истории успешных книг часто начинаются с того, что рукопись пролежала в издательстве три-четыре года и наконец-то её кто-то открыл. Так случилось с фантастом Олегом Дивовым. Ему пришёл стандартный ответ из издательства «Эксмо»: «Мы рассмотрим». Потом пришёл стандартный ответ: «Нам не подошло». А через год появился новый заведующий редакцией фантастики, который стал разбирать старые рукописи в тумбочках. И забытая фантастическая рукопись буквально упала ему на голову. Так появился писатель Олег Дивов.
КНИЖНЫЕ КЛИПЫ
- Как родителям побудить своих детей читать книги? Может быть, есть какая-то формула?
Андрей:
- Бывает то, что ребёнку сейчас не нравится, через год он читает взахлёб. От родителей подсовывание новых книг требует определённых усилий. Надо быть в курсе последних поступлений в книжные магазины. К счастью, есть Интернет. К тому же хороший библиотекарь как гид может помочь найти интересную книгу.
- А каких авторов вы бы посоветовали подрастающему поколению?
Евгения:
- «Выдуманный Жучок» Юлии Кузнецовой. Она интересно сочетает необычность с обычностью. Серьёзную фантастическую книгу «Дом, в котором...» Мариам Петросян можно читать, наверное, лет с 15-ти. В первоклассных традициях советской детской литературы пишет Тома Михеева. Мощная штука «Облачный полк» Эдуарда Веркина и ужастик на татарских мифах «Убыр» Наиля Измайлова.
- Не кажется ли вам, что многие современные писатели создают книги с расчётом, чтобы по ним сняли фильм? Как будто печатают очередной сценарий...
Андрей:
- Сейчас у детей клиповое мышление. Они думают картинками. И для них некоторые молодые писатели также специально пишут картинками. Это не всегда плохо. Бывает, конечно, что в литературу приходят сценаристы. Вот они по-другому писать просто не умеют.
ЖВАЛЕВСКИЙ - БРЕНД
- Андрей Валентинович, вы были названы бренд-персоной 2012 года в Беларуси в номинации «Культура»...
Андрей:
- Сам был поражён.
- Что для вас это звание? Какие обязанности накладывает?
Андрей:
- Не знаю, почему я стал культурным брендом, какие обязанности у меня после этого появились. По крайней мере, никто не требовал их исполнения. Я стараюсь об этом не думать.
- А помните, как узнали о новом статусе?
Андрей:
- Меня разбудила SMS от основателя и совладельца крупнейшего интернет-ресурса Беларуси TUT BY Юрия Зисера, где он писал, что я стал брендом. Я ответил: «Спасибо за лучший розыгрыш недели». Если бы он потом не позвонил и я не узнал его по голосу, то конечно бы не пошёл за наградой в Национальную библиотеку Беларуси. Это было совершенной неожиданностью. В общем, вручили медаль, диплом. Всё как положено.
- А кого бы вы назвали культурным супербрендом 2013 года?
Андрей:
- Светлану Алексиевич. Она, на мой взгляд, сделала для продвижения Беларуси в прошлом году примерно столько же, сколько Дарья Домрачева, просто в иной сфере.
НОВЫЕ МАРШАКИ
- Как вы считаете, за последние 20 лет на постсоветском пространстве появились ли детские авторы, которых можно было бы поставить в один ряд с Чуковским и Маршаком?
Андрей:
- Кто-то из современников в будущем, безусловно, станет .
Хороших авторов несколько десятков. Каждый из них может стать новым Чуковским или Маршаком запросто. Тут зависит не только от литературного таланта, но и того, как люди будут над собой работать, развиваться. Есть очень талантливые писатели, которые застыли на какой-то точке и не хотят идти дальше. Из них вряд ли кто-то вырастет. А есть те, которые растут, работают.
Евгения:
- У нас на глазах вырос Андрей Усачёв. 17 лет назад он был начинающим автором. Сейчас он по тиражам Чуковского вряд ли догоняет, но Маршака и Михалкова перегнал точно.
- Как человеку осознать, что писательство - это его? Может некоторым так называемым творческим личностям лучше торговать кроссовками?
Евгения:
- Может и нам лучше кроссовками торговать. Дело в том, что нам писательство доставляет огромное удовольствие. Вот, собственно, и всё.
Андрей:
- А, вообще, как в фильме «Матрица» персонаж по имени Пифия говорила Нео: «Быть Избранным всё равно, что быть влюблённым. Никто не говорит тебе, что ты влюблён. Ты просто знаешь это». А как человек узнаёт, что он влюблён? Кто ему об этом говорит? А кто говорит человеку, что он талантлив? Кроме себя - никто. Он должен быть в этом уверен. Почему? Я понятия не имею.
- Андрей Валентинович, над чем сейчас работает ваш творческий дуэт?
- Все наши предыдущие книжки - позитивные. Сейчас мы пишем совершенно невесёлую историю. Называться книга будет «Спайс». Речь идёт о наркотиках. Мы хотели внести в грустное повествование хоть какой-то позитив, но так получилось, что у подобных историй не бывает хорошей концовки.
Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ