НЕ ОЖИДАЛ ОТ ГОМЕЛЯ
- Виктор Иванович, как вы добрались до Гомеля, не устали с дороги?
- Добрался хорошо. Благодарен белорусским железным дорогам за конструкцию вагонов, в которых можно открывать окна. Поэтому мы не задохнулись и доехали нормально. Получилось даже отдохнуть. Ведь у меня очень напряжённый график, в котором нет достаточного времени, чтобы отоспаться.
- Как вам наш город, чем он вас встретил?
- Туманом и спокойствием. На улицах чисто, просторно. Не ожидал, что Гомель такой большой город. Ведь я здесь никогда не был. Обычно приезжаю на гастроли в Минск или на «Славянский базар» в Витебск. Сегодня открыл для себя ваш город, и хотелось бы побывать здесь ещё не раз.
- А вы слышали про гомельский фестиваль «Ренессанс гитары»?
- Слышу впервые. Наверное, потому, что никто не приглашал.
- Времени у нас для общения немного, у вас сегодня концерт...
- Сразу вас огорчу. Я стараюсь максимально собраться перед концертом, поэтому не люблю давать в такие дни интервью. Это не из-за суеверий, а, скорее, из желания максимально сосредоточиться. Как футболисты перед ответственным матчем: их не узнать, как и многих артистов. Все мои эмоции будут на концерте. Конечно, я с удовольствием отвечу на вопросы, но в ответах будет лишь какая-то незначительная часть меня. Кстати, белорусские СМИ отличаются удивительно этическими, хорошими вопросами. Очень легко общаться с вашими журналистами. В вопросах нет злобы. В Москве от такого, откровенно говоря, отвыкаешь. У нас в этом плане всё намного жёстче, злее.
ИГРАЛ НАЗЛО
- Немало людей, которые ограничивают себя в музыке. Есть те, которые предпочитают только рок или исключительно поп-музыку. Как вы думаете, люди таким образом себя обкрадывают?
- Считаю, что не существует сейчас людей, которые слушают только рок, поп или джаз. Если такое и встречается, то в подростковой среде. С возрастом изменяется восприятие музыки. Если мы проанализируем жизнь и творчество любого композитора, будь то Чайковский, Верди, то обнаружим, что в их жизни были периоды, когда они писали романтическую музыку, песни, инструментальные и симфонические произведения. Даже занимались серьёзной просветительской деятельностью. Не следует ограничиваться чем-то одним. Я играю инструментальную музыку. Стараюсь, чтобы она звучала интересно, держала внимание зрителей до последней секунды. Начинал в советские времена, когда западная музыка была запрещена, как и длинные волосы. Поэтому тогда исполнял многие композиции назло.
Над альбомом кельтской музыки работал четыре года/для чего специально ездил в Ирландию. Кельтскую музыку играю и на концерте.
- А сейчас?
- Сейчас инструментальная музыка не в почёте. Мне приходится очень многое пояснять на концертах. И меня за это благодарят. Ведь слушатели зачастую не знают очень многого.
Я как бы восстанавливаю справедливость. Мало звучит кельтская музыка, поэтому её мы играем. Гитарной музыки на телевидении и радио тоже очень мало. Сейчас, например, начал исполнять музыку во Франции. Там же пополнил свою коллекцию гитарами, которые сделали специально для меня.
- А что вы предлагаете гомельской публике?
- Попурри на темы Моцарта, Бетховена, Брамса и Шуберта. Причём сыграно всё очень доходчиво. Зинчук - это тот человек, который каждому разжуёт классическую музыку и подаст на ложечке прямо в рот, поможет воспринять эту музыку. Этим я доказываю, что подобная музыка - современна.
СПРОСИТЕ У КИРКОРОВА
- Когда слышите свои старые записи, созданные 15 лет назад, какое чувство возникает?
- Слушать их не люблю. Иногда со стороны кажется, будто и не я это вовсе сыграл. Не живу с предыдущим багажом и воспоминаниями. Мне достаточно того, что я слушаю себя каждый день на концертах. Я должен быть в форме каждый день.
- Кроме гитары, что ещё серьёзно вас увлекает?
- Жизнь страны. Я живу настоящим. А ещё футбол. В 40 лет бросил все вредные привычки и стал регулярно играть в команде «Старко». Эта футбольная дружина состоит из певцов и музыкантов. Сыграли в России огромное количество благотворительных матчей, деньги от которых пошли на лечение больных детей. Приезжали играть и в Минск. Этим летом провели больше десятка матчей, участвовали в чемпионате мира среди артистов. Футбол поддерживает меня в хорошей форме.
- А звёздная болезнь вам не страшна? Её симптомы у вас проявляются?
- Ко мне это не относится. У меня к ней твёрдый иммунитет. Много работаю и всё время нахожусь в таком состоянии, когда должен кому-то что-то доказывать. Я не похож на Аршавина, который говорит, что звёздная болезнь родилась с ним. Я появился в то время, когда надо было много работать и ориентироваться на лучшие образцы. Например, на Паганини, который тоже трудился. Вы лучше спросите о симптомах звёздности у Баскова, Витаса, Киркорова. Они расскажут подробнее.
НЕ «ГЕРОЙ ГИТАРЫ»
- Можете рассказать подробнее о новых студийных работах?
- Мой последний диск «Формула позитива». Выпустил я и альбом кельтской музыки. Работал над ним четыре года, для чего специально ездил в Ирландию. В его записи помогали многие музыканты, среди которых белорусский волынщик и флейтист Женя Лапекин. Кельтскую музыку играю и на концерте.
- А как относитесь к своей музыке, которая появляется на дисках благодаря пиратам?
- Плохо. Это не приносит денег. Поймите, никто мне ничего не дарит. Плачу музыкантам из того, что заработал. Иначе хорошие исполнители и звукорежиссёры просто не будут со мной работать.
- Большинство современной молодёжи предпочитает проводить свободное время за компьютером...
- Ну, значит, время такое. Это не хорошо и не плохо.
- Есть такая интересная компьютерная игра. Называется «Герой гитары». Любой дилетант может взять в руки как будто бы настоящую гитару и почувствовать себя гитаристом...
- Да это классно! Но я в такие игры не играю.
- А ведь многие музыканты с удовольствием принимают участие в её создании. Вы бы согласились увековечить себя таким образом?
- Я утверждаюсь не за счёт компьютерных игр. Мне было приятно в Интернете увидеть, как парень из Новокузнецка или Челябинска, точно не вспомню, играл на электрогитаре «Летнюю грозу» Вивальди. Значит, наверное, не зря живу в этой стране и на этом свете. Я первый исполнил это произведение на электрогитаре и доказал, что Вивальди таким образом сыграть можно. Теперь растёт новое поколение, которое воспринимает такое исполнение как данность, как что-то естественное. Это было тяжело сделать в первый раз. Придумать, найти ноты. Здесь спасибо образованию и красному диплому.
- А как вы относитесь к электронной музыке?
- Для профессиональных и практикующих музыкантов скажу, что предаваться компьютерным программам нужно в меру. Потому что живое исполнение всё равно остаётся живым. Юрий Антонов, в коллективе которого я работал музыкальным руководителем, мне недавно сказал: «Вить, сейчас мало музыкантов, которые умеют играть ровно и выразительно, как ты». Все немножечко прячутся за компьютеры. Дома можно как угодно приукрасить, отредактировать игру, но когда человек выходит на сцену, когда нужно исполнить всё от начала до конца - вот здесь у многих трудности.
- Что нужно сделать, чтобы играть, как Зинчук?
- Играть и не сходить с этого пути. Бывали и у меня неудачи, но я не бросил любимого дела. Мы живём по синусоиде. Бывает, достигаем пика в работе, а потом наступает спад. Но дорогу осилит идущий. Это верная восточная мудрость.
- Виктор Иванович, этот год для вас юбилейный...
- Да. Скоро будет концерт в Москве, посвященный моему 55-летию. Обещали зайти Пугачёва, Игорь Бут-ман, балет «Тодес» и коллектив ирландского танца.
Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ