Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 26-04-2013, 11:45

Евгений Петросян: полвека без антракта

Евгений Петросян: полвека без антракта Два с половиной часа на сцене без антракта под раскаты смеха. Так прошёл в ДК железнодорожников концерт «50 лет на эстраде» народного артиста России Евгения Петросяна, организованный Гомельской областной филармонией. О том, как поддерживает физическую форму, сколько в Интернете клонов Евгения Вагановича, почему не следует шутить так, как это делают молодые комики, и может ли юмор побудить человека переосмыслить жизнь, рассказал в интервью юморист.

- С кем имею честь разговаривать? - начал Евгений Петросян, который подозрительно относится к газетным журналистам. - Почему спрашиваю? Если будете писать газетный материал, то его нужно править, потому что неточности меня совершенно не устраивают. Такое предисловие было у разговора с легендарным артистом.

ЛЕЧИЛСЯ С ЕЛЬЦИНЫМ

- Евгений Ваганович, как вам гомельская сцена?
- Я в восторге от ДК железнодорожников, который производит впечатление театра. Ваша публика устроила праздник для моей души. О Беларуси у меня хорошие воспоминания.
Помню, как в Минске выступал на стадионе «Динамо» с сольным концертом. Шёл дождь, но зрители не разошлись, сидели под зонтами. У меня даже снимок остался.
- Вы достаточно долго находитесь на сцене. Как поддерживаете физическую форму?
- Никак. Только Господь сохраняет меня. Более того - живу без режима, без каких-то правил. Кроме сил, которые даёт Господь, есть ещё одна сила - это зрители, которые своими импульсами, взглядами и аплодисментами поддерживают меня. Их поддержка - не просто факт реакции на мои выступления. Это ещё и энергетически подпитывающий факт.
- А как вы относитесь к зрителю?
- Любая профессия должна основываться на двух видах любви: первая - любовь к профессии, вторая - это любовь к тем, ради кого профессия существует. Когда мне говорят, что искусство должно существовать ради искусства, я категорически против, чтобы такая мысль утверждалась на 100 процентов. Это всё равно что сказать: железная дорога -только для железнодорожников, а медицина - для медиков. Это неправильно и безнравственно. Искусство для искусства может быть только в лабораторных условиях. Там, ради Бога, проводи эксперименты, но всё удачное отдавай зрителю. Искусство должно принадлежать публике, которая даёт оценку и оставляет артистов в своей памяти.
-А от публики вам случается отдыхать для восстановления формы после гастролей?
- Это сложный вопрос. Я не отдыхаю. Не умею. Последний раз отдыхал в санатории «Варвиха» в 1995 году. Но это больше напоминало лечение. Медицина тогда у нас была бедной. Мне не могли сделать томографию мозга, потому что не хватало аппаратуры. Нужный прибор был у Ельцина, который лечился в соседнем корпусе.

ФИЛОСОФИЯ ЮМОРА

- Видите ли вы будущее у современных юмористов?
- Конечно. Когда кое-кто высказывает мнение, что жанр умер, то говорит величайшую глупость. Пока существует человек, он будет смеяться. И у него будет удивительное желание доставить радость смеха другому. Когда человек пытается рассмешить, то это означает, что он говорит: не унывай, порадуйся жизни, смотри на мир другими глазами. И юмор тогда становится философией. Романтика моей профессии заключается в том, чтобы найти в жизни смешное и отдать его людям. Юмор - это, вообще, нравственное дело. Молодёжь сейчас строит юмор на подколках друг друга, на унижении достоинства собеседника. Это самый лёгкий путь. Сложнее посмеяться над собой и жизненными явлениями. Поэтому, чем больше развивается артист, тем лучше он понимает тонкости юмора и выбирает правильную позицию. Юмор -это инструмент. Важно, как ты этим инструментом владеешь и во имя чего.
- Поэтому ваши монологи завершаются моралью с выводами?
- Не всегда.
- Ну, некоторые.
- Мои моралите, как вы сказали, это не мораль. Так говорить не совсем правильно.
Я придавал очень смешному монологу в конце лирическую ноту как контраст, как попытку осмыслить то, что я сказал или не успел сказать. Я говорю это как бы всерьёз, чтобы прикоснуться к душе зрителя. А не с целью объяснить ему, о чём я говорил. Резюме - это просто такая краска.
- А верите ли вы в то, что артист может побудить человека переосмыслить жизнь?
- Если артист произвёл сильное впечатление и запомнился конкретным выступлением, а не просто фактом существования, то заставить переосмыслить что-то в человеке он может. Он не может быть законодателем юмора или искусства вообще, отменять законы или изменять явления, но способен сформировать мнение. Это безусловно. Если прозвучала яркая талантливая шутка, и зритель её оценил, и она высмеивает какое-то явление, то вырабатывается отношение человека к явлению. Хотя бы частично.

«ВПРЫСК» КВНЩИКАМ

- Пробовали ли сами писать сатирические монологи?
- Сам? Нет. Как профессией я писательством не занимался. Несмотря на то, что некоторые СМИ называют меня писателем-сатириком. Это неправда. Я
всегда соавтор. Всегда участвую в процессе создания, пытаюсь нацелить автора на то, что мне нужно. Работаю в этом смысле как соавтор и как режиссёр. Ведь я режиссёр по профессии. Часто какие-то шутки «выскакивают» по ходу репетиции. Написанное автором - это не догма. Более того, когда я выпускаю на сцену монолог, шутки продолжаются. Как-то на концерт пришёл Задорнов. А я уже полгода читал его произведения. Он мне сказал: «Пришёл послушать новые шутки в своих произведениях». И я никогда не претендовал на авторство. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом: автор писать и поменьше выступать, а артист на сцене поменьше разговаривать от себя. Ведь написание текста чем то напоминает : если не умеешь, либо лишь пользуешься данной услугой совершенно неверно считать себя профессионалом в данной области, уж лучше заказать услугу у знающих людей. А сейчас всё наоборот. Кроме того, литературный институт напрочь отрицает сатирическое направление в писательском деле. Я заметил, как шутят КВНщики. Их шутки я называю «впрысками». Здесь пошутил, там прикол ьнулся, но это не приведено в систему. Однако молодёжь учит меня свежему взгляду на жизнь. «Вам надо обновляться в сторону жёсткости», - советуют мне.
- Тогда почему на концерте вы уделили много времени несовременному, на мой взгляд, жанру частушки?
- Частушки - это бурлящее в душе балагурство, которым люди пытаются восполнить дефицит радости в жизни. Ведь народ наш жил всегда трудно. Частушка создавала настроение и побуждала к выживанию. Её куплеты просуществовали в России два с половиной века и всегда имели успех. А молодые юмористы сейчас куплеты не поют, говорят, что устарели. «Это не куплеты устарели, а вы с ними справиться не можете», - отвечаю я. Начинающие артисты поют в основном песни-переделки, когда у известного произведения изменяется текст. Кстати, начались они с моей лёгкой руки в 1980-м году. Тогда нельзя было, как нам говорили, коверкать советскую эстраду. Максимум можно было на известную мелодию спеть куплеты. Но я протолкнул эти номера через цензуру. Успех был потрясающим.

КЛОНИРОВАННЫЙ В ИНТЕРНЕТЕ

- На концерте вы обращались к фотографам и видеооператорам с просьбой не снимать вас больше установленного времени. С чем это связано?
- Я не хочу, чтобы мои шутки записывали, а потом публиковали в Интернете. Эта просьба ко всем. Когда шутка попадает в Интернет, она становится ничейной. Любой артист может взять её и присвоить. После этого он приедет в Гомель и будет её снова рассказывать. Надо вам это? Интернет является для артистов бедой. Он перемешал авторские права. К тому же сейчас появилось невероятное количество сайтов, на которых говорят всякие глупости от моего имени. Моих виртуальных клонов сотни. Они печатают, что хотят. Пишут от моего имени различные высказывания в блогах «Живого журнала». В общем, устраивают чёрный пиар. Единственный правильный сайт обо мне, который имеет девиз «Ни слова неправды» - e-petrosyan. narod.ru. Там можно скачать видеозаписи моих выступлений.
- А что за полвека ваших выступлений изменилось на юмористической эстраде?
- Моя записная книжка, куда я вносил смешные наблюдения из жизни, внесла новую концентрацию юмора в эстрадную драматургию. Ведь раньше как смеялись? Прошла минута -смех, потом через две минуты опять смех. А у меня начали смеяться каждые десять секунд. Пришлось многим юмористам подтягиваться. И до сих пор все продолжают шутить по введённому мной принципу.
- Евгений Ваганович, ваши принципы позволяют вам смеяться над собой?
- Я стараюсь. В моей передаче «Кривое зеркало» атмосфера ироническая. Я позволяю другим шутить над собой, и сам не удерживаюсь от шуток над коллегами. Здесь должно быть всё обоюдно. Если вам разрешают смеяться над собой, значит, и вы должны разрешить смеяться над вами. Только сильные люди умеют смеяться над собой. Только сильные, большие и яркие нации могут смеяться над собой. Это делает их великими. Если не получается, то нужно этому учиться.



Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930