После концерта, прошедшего при полном аншлаге, Светлана Сурганова поделилась с журналистами своими планами будущее, рассказала о дружбе с президентом России и о том, как пела для жены премьера.
- Светлана, в Гомеле, насколько известно, вы впервые. Удалось ли посмотреть город?
- В Гомеле наш коллектив действительно первый раз, а в самой Беларуси, в частности в Минске, бываем часто. Приехали к вам на поезде. Добирались сутки из Симферополя. За это время кучу дел переделали, но потом попытались немного поспать, чтобы сегодня я была вся ваша без остатка.
Кроме как вокзала, гостиницы и собственно вот этого зала, мы пока ещё ничего не видели. Все достопримечательности рассматривали в районе этих мест. Для нас, артистов, кстати, такое расположение гостиницы, места прибытия и концертного зала - идеально.
- Вас здесь с нетерпением ждали.
- Я заметила. Меня очень тепло приняли, публика просто отличная.
- А знаете ли вы, что в Гомеле есть ваш фан-клуб?
- От вас узнала, и вы меня порадовали. Всегда приятно слышать, что в каком-то городе есть твой фан-клуб.
- В последнее время многие артисты, приезжая в Гомель, признаются, что у них есть белорусские корни. Может и в ваших венах течёт белорусская кровь?
- Мне кто-то говорил, что в Миске есть улица Сурганова.
- Верно. Она названа в честь советского государственного и партийного деятеля, одного из организаторов и руководителей комсомольского подполья и партизанского движения в Беларуси в годы Великой Отечественной войны Фёдора Сурганова.
- Не знаю, имею ли я отношение к человеку, в честь которого названа эта улица, но мне приятно, что в центре Минска есть улица, созвучная с моей фамилией.
Я вообще люблю белорусов. Мне кажется, что мы родственны во многом. Скажу больше, русским есть чему поучиться у белорусов, потому что вы чище, добрее, хлебосольнее. Я не перестану признаваться в любви вашей нации, вас я люблю ещё с давних времён.
Первое моё очарование Беларусью произошло благодаря моему преподавателю по хирургии в медучилище Ирине Александровне. Она тоже из Беларуси, очаровательнейший человек, потрясающий педагог. Единственный предмет, который я хорошо знала, - хирургия, потому что мне очень нравилось, как преподаёт Ирина Колоти-лова. С тех самых времён у меня к белорусам очень тёплое отношение.
- Вы сотрудничаете с успешной молодой российской поэтессой Верой По-лозковой. Поговаривают, что планируете записать с ней новый альбом.
- Как говорится: «поживём - увидим». Вера Полозкова, конечно же, - гений, как минимум талантище. Неуловимая, правда, девушка, но будем, значит, ловить. Действительно, была идея записать на её тексты новый альбом. Но это совершенно новая творческая задача, поскольку стихи и песенные тексты, как выяснилось, это две совершенно разные вещи. Насколько ей это будет интересно, увидим.
Поклонницы Татьяна и Наталья приехали на концерт в Гомель из Орши. «Более светлого человека, чем Светлана Сурганова, мы не встречали, - говорят они.
-А гомельским фанатам должно быть стыдно, что не встретили Светлану Яковлевну на перроне с цветами, как она того заслуживает».
- Светлана, почему программу назвали «Редкий концерт»? В чём особенность именно этого концерта?
- Особенность в том, что мы позволили себе включить в программу не только песни, но ещё и стихи. Я выступила сегодня в роли чтеца. Это и есть редкий концерт.
- Основу вашего репертуара составляют песни, написанные вами же, а также есть ряд композиций на стихи Бродского, Гумилёва, Ахматовой, Цветаевой. Чьи тексты вам ближе всего?
- Стихи Хуана Рамона Хи-менеса, который сегодня не прозвучал.
- Светлана, как вы оцениваете тот факт, что вас до сих пор сравнивают с лидером группы «Ночные снайперы» Дианой Арбениной, концерт которой, кстати, в Гомеле не состоялся по причине небольшого количества проданных билетов? У вас же сегодня, напротив, аншлаг.
- Возможно, билеты не раскупили, потому что ребята из «Ночных снайперов» уже бывали в Гомеле, мы же к вам приехали с концертом впервые. Имеет смысл сравнивать ситуацию, когда и мы к вам приедем ещё раз, тогда и посмотрим: удастся нам собрать зал или нет.
- А скучаете по «снайперским» временам?
- Хорошее было время. Благодарна безусловно, потому что не будь того периода, не было бы сейчас моего проекта. Тёплая ностальгия иногда одолевает.
- Очень напряжённый у вас гастрольный график, огромное количество концертов. Как же продвигается строительство вашего загородного дома?
- Рассказала про это на всю страну, на весь мир почти (смеётся). Буквально несколько дней назад наблюдала, как буровой машиной делают сваи. Сверлится дырка, потом ставится металлоконструкция, каркас, туда льётся жидкий бетон. Он должен застывать в течение нескольких дней. Вообще, стараюсь отслеживать все этапы строительства. Это ужасно интересно.
- Сурганова как прораб строга, требовательна?
- Страх навожу (улыбается). Когда строители видят меня на площадке, напрягаются и говорят: «Ага! Пришла. Проверить решила, что мы тут делаем». Я же им говорю, что мне просто любопытен сам процесс. Мне кажется, такой подход стимулирует строителей.
- И гастролируете, и строительство дома держите под контролем, а как вы отдыхаете?
- Активно. Люблю лодки, ездить на машине. Могу легко доехать из Питера до Латвии, Португалии. Сейчас хочу сама за рулём прокатиться в Болгарию.
- Кстати, помните, как сдавали на права?
- Конечно. Чудом сдала на права. Я так подозреваю, что там была какая-то протекция. Даже знаю с чьей стороны. Без поддержки в жизни не сдала бы ни с пятого, ни с десятого раза, потому что уроки проходили на такой разбитой «копейке», у которой днище практически отваливалось. С первой передачи машина вообще не хотела стартовать, в лучшем случае со второй и то не всегда. У меня это обучение вызвало страшный комплекс, какое-то время боялась автомобиля. Потребовались годы, чтобы как-то справиться с этим. Сейчас у меня внедорожник Mitsubishi Pajero. Когда я за рулём этого автомобиля, поездка в наслаждение.
- Не возникала мысль заняться бизнесом? Среди музыкантов сейчас модно открывать магазины одежды, рестораны, салоны красоты.
- У нас с Валеркой (Валерий Тхай - соло-гитарист коллектива «Сурганова и оркестр» - прим. автора) была другая идея, даже две: открыть массажный салон, поскольку Валерка и я имеем «корочки» массажиста, навыки ещё не забыты. Второй момент - мы хотели проводить разные спиритические сеансы. Баба Света и дед Валера заряжали бы, отмораживали, замораживали воду (улыбается). А ещё я постепенно буду переходить в артиста разговорного жанра. Вот сейчас разминаюсь на стихах.
- Светлана, когда вы болели, часто обращались к Богу и давали разные обещания. Одно из них - не ругаться матом. Вы его сдержали?
- Обещания Богу не особо помогли, а вот обещание любимому человеку сработало. Я и сейчас не меньше обращаюсь к нему, и мне кажется, мы находимся в диалоге, потому что надо прислушиваться, он плохого не посоветует.
- Слышала, что для вас дети как инопланетяне. Может быть, вы изменили мнение и созрели для собственных малышей?
- У меня давно не было опыта общения с детьми. По-прежнему они остаются для меня инопланетянами. Думаю, всё дело в практике, которой мне не хватает. Раньше у меня это хорошо получалось, когда я была моложе. Всегда хорошо со сверстниками ладила в юности и детстве. Потом произошёл какой-то скачок, и то ли они улетели от меня, то ли я от них. В общем, надо налаживать с инопланетянами контакт. Пора!
- Звучит как призыв к действию.
- Время покажет.
- У вас никогда не возникало желание найти свою биологическую мать.
- Надо будет, сама найдётся. Если она жива-здорова.
- Если найдётся, как представляется вам эта первая встреча?
- Встретимся, поговорим. Мне же интересно узнать, в кого у меня такой фантастический профиль.
- Светлана, вы в этом году отпраздновали десятилетие группы. Могли бы подвести какой-то итог творческой деятельности «Сургановой и оркестра». Что получилось? А что не совсем как того хотелось?
- Прямо скажу, сложно подводить итоги. С одной стороны, 10 лет - это огромный срок, за который можно много чего достичь. Мы сидели за одним столом с президентом России, пели для супруги премьера, что тоже неплохо в принципе. Был у нас концерт в Кремле. Не каждый артист может себе это позволить. Но даже не эти моменты приятны. Больше всего порадовало, что после концерта к нам подошёл директор кремлёвского концертного зала и сказал, что теперь стены Кремля для группы «Сурганова и оркестр» открыты всегда.
Татьяна АНИСОВЕЦ