И хотя оплачиваем мы не сто «европейских» процентов, а всего 29,8 за эти жизненно важные услуги, за коммунальные радости гомельчане задолжали более восьми миллиардов рублей. Не может не радовать -ч тот факт, что с начала этого года сумма просроченной задолженности снизилась на 180 миллионов рублей.
Конечно, цифры не детские и простить их -не по-хозяйски. Поэтому в Гомельском жилкомхозе прорабатывают грамотные пути воздействия на нерадивых плательщиков.
Как пролил свет на проблему генеральный директор КПУП «Гомельское городское ЖКХ» Виктор Кулаго, с такими жильцами проводится разъяснительная работа, рассылаются предупреждения и, что может стимулировать быстрее любых слов и убеждений, - неплательщикам отключают воду и электроэнергию. Методы не такие уж и пугающие, если посмотреть на опыт украинских коммунальщиков: здесь с должниками долго не церемонятся. Донецкий водоканал, например, давно принял в оборот такие устройства, как «Таракан», «Спрут» и «Зигзаг», позволяющие за 40 минут «обезвоживать» абонента индивидуально, не нарушая внутридомовых коммуникаций и не причиняя вреда остальным жителям многоквартирного дома. Устройства работают по принципу медицинского зонда: в подвале обрезают трубу общего стояка и туда запускают зонд, оснащённый видеокамерой. На экране телевизора работники водоканала фиксируют, где расположен водопроводный вход в квартиру неплательщика, и вслед за видеокамерой запускают заглушку, перекрывающую трубопровод. Позже появились модифицированные устройства, которые таким же образом отключают канализацию.
Отключение канализации неплательщикам в Гомеле не практикуют. Во-первых, такое оборудование, произведённое, например, в Днепропетровске, стоит около девяти тысяч долларов - по нынешним меркам сумма приличная. Во-вторых, станет ли преградой на пути в туалет для ярых должников отключение канализации? Применение тампонирования канализационных выпусков квартир неплательщиков - мера в нашей стране не запрещённая законодательством. Поэтому данный вопрос гомельскими коммунальщиками не закрыт и прорабатывается более детально.
А пока, по словам Виктора Кулаго, практика показала, что для воздействия на многих должников хватает предупреждения или визита в гости работников ЖЭУ.
Юлия МИТРАХОВИЧ