Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 26-06-2012, 10:41

Легко ли быть героем?

Кажется, это было совсем недавно, хотя с того времени, когда на Гомельском ЗИПе работал слесарем-сборщиком Пётр Трофимович Демченко, прошло уже несколько десятков лет.

В то время я обслуживал сборочный цех в качестве электромонтёра, а поэтому приходилось видеться и даже общаться с Петром Трофимовичем Демченко почти ежедневно. Я был тогда уже немолодым человеком, но всё же немножко робел и смущался, когда мне приходилось заниматься ремонтом того несложного электрооборудования, которое имелось на рабочем месте такого почётного и уважаемого человека, каким был Пётр Трофимович. И хотя с его стороны в общении с людьми проявлялась простота, открытость, интеллигентность, я не переставал видеть в нём прежде всего Героя Социалистического Труда.

Как-то мне необходимо было устранить неисправности в электрооборудовании, которое имелось в сборочном цехе. Эта работа была несложной. Не работал вытяжной вентилятор и был обесточен рабочий стол Петра Трофимовича - не зажигались лампы дневного света, а в розетках на рабочем столе почему-то не было напряжения. Но как я мог отыскивать причины неисправности, если Пётр Трофимович продолжал находиться на своём рабочем месте? Мне был необходим свободный доступ к розеткам и светильнику, а Пётр Трофимович всё никак не догадывался обеспечить мне возможность заняться этим, пусть и несложным, ремонтом его рабочего места, а сказать ему об этом я не решался. Наконец-то осознав, как мы мешаем один другому, он обратился ко мне:

- Ты, Ванюша, мог сказать мне, чтобы я удалился и дал тебе возможность нормально работать. Сам я как-то об этом не догадался. А теперь вижу, работать нам двоим неудобно. Так как твоя работа в данный момент для меня нужнее, то я пойду да узнаю, когда, наконец, из гальванического участка к нам поступят нужные детали к новому прибору. Короче говоря, ты, Ванюша, отыскивай пропавшую «фазу» и запусти в работу вентилятор - чувствуешь, дышать нечем стало в помещении нашего участка. Не забудь отремонтировать и освещение на моём рабочем месте, а также сделай так, чтоб в розетках появилось напряжение.

- Всё будет сделано, Пётр Трофимович.
- К концу месяца или года? - пошутил он.
- Я постараюсь сделать как можно быстрее.
- А точнее? Я в прошлом военный человек, и туманные ответы «там будет видно», «посмотрим...» меня не всегда устраивают.
- Точнее сказать, Пётр Трофимович, не могу, надо прежде узнать причину неисправности, а потом давать конкретные ответы. Вдруг придётся менять провод, а эту работу с налёту не сделаешь.
- Ну ладненько... Тебе, Ванюша, виднее. Вам, как и минёрам, ошибаться нельзя, а поэтому и следует делать свою работу аккуратно и с умом, чтобы не «долбануло».

Проводов к вентилятору перетягивать мне не пришлось -неисправность оказалась пустяковой. Словом, к приходу Петра Трофимовича работа была сделана. А убедившись в том, что и в розетках появилось напряжение, он с удовлетворением сказал:

- И как бы мы обходились без тебя, Ванюша?

Для меня его похвала много значила.

- Дело своё, вижу, ты знаешь, - продолжал он подхваливать меня, - и любишь, а это в нашей работе главное. Я если чего-то и не знаю, не стесняюсь поучиться у более опытных рабочих или у цехового технолога. Так поступай, Ванюша, и ты. Учиться во всяком деле каждому нужно, чтобы не слышать потом упрёки в свой адрес.

Такое тёплое, уважительное отношение со стороны Петра Трофимовича проявлялось ко мне всё то время, сколько я работал вместе с ним в сборочном цехе. Таким же образом он относился и к тем людям, которые достойны были его уважения, а выпивох не любил и мог пропесочить кого-то из них на партийном или профсоюзном собрании. Статус Героя Социалистического Труда даже обязывал его так поступать, чтобы сборочный цех выглядел в социалистическом соревновании не хуже других заводских цехов и участков.

Для технических нужд в сборочном цехе применялся спирт. И хотя употреблять его в качестве алкогольного средства было запрещено, находились такие «первопроходцы», которые взбадривали свой организм этим спиртом, называя его ласковым словом «гидрашка».

Одним словом, взаимных симпатий между такими выпивохами и Петром Трофимовичем я не наблюдал. И хотя со стороны заводской администрации борьба с пьяницами велась всё то время, сколько я работал на заводе, победить «зелёного змия» так и не удалось. Имелись выпивохи в заводской среде работающих людей ещё при Советском Союзе, несмотря на жёсткие меры, есть подобные и в наше время. Такие люди, выводили Петра Трофимовича из душевного равновесия, и он пытался, как мог, повлиять на них.

Я как-то был свидетелем того, как Пётр Трофимович беседовал с молодым рабочим сборочного цеха, который стал угощаться иной раз спиртом.

- Я такой же рабочий, как и ты, Андрей (это имя не настоящее - прим. авт.), хотя и ношу высокой звание героя, но я ещё и фронтовик, имею ранения. Повидал и пережил в своей жизни такое и столько, что тебе не приснится в самом кошмарном сне. Может, я и не имею морального права учить тебя жизни - пусть это делают твои родители, - но мне больно сознавать, что ты, такой замечательный и добрый молодой человек, идёшь на поводу у своего «старшого». Неужели ты не можешь понять, что твой так называемый «учитель» пытается сделать из тебя не толкового рабочего, а своего собутыльника. И если ты, Андрей, уважаешь себя, то прояви независимый мужской характер. Поступай в жизни так, как считаешь нужным это делать сам, а не так, как хочет кто-то другой. Не старайся быть для всех добрым и покладистым - на таких зачастую возят воду и вьют из них верёвки. Хотя во всех поступках и действиях нельзя утрачивать чувство меры. У тебя ещё вся жизнь впереди, а если ты привыкнешь угощаться «гидрашкой», которую каким-то образом добывает твой «старшой», то плохо кончишь. Подумай хорошенько о том, что я тебе сказал. И не сердись на меня за это, ибо я желаю тебе добра в жизни, а не доли горького пьяницы. Хочешь, я поговорю с нашим мастером, чтобы он закрепил за тобой другого рабочего?

- Не нужно этого делать, Пётр Трофимович, а то мой «бугор» подумает, что я накляузничал на него. Я обещаю вам, что подобного разгильдяйства с моей стороны больше не повторится.

Как сложилась дальнейшая жизнь у этого парня, мне неизвестно. Но, кажется, он через некоторое время поступил в какое-то учебное заведение, и на нашем заводе я его больше не встречал.

Пётр Трофимович Демченко был человеком долга. Но его принципиальность, строгость сочеталась с добротой и душевностью в таких пропорциях, что его с полной уверенностью можно было назвать порядочным человеком. Как говорили в былое время, с ним можно было пойти в военную разведку.

Пётр Демченко - участник Великой Отечественной войны, но призван он был на военную службу позже, а потому участвовал в боях в то время, когда наши войска уже не оборонялись, а наступали на противника, имея перевес над немцами в живой силе и технике. А когда появился и стал применяться в военных действиях новый вид вооружения - реактивные установки, именуемые народом «катюшами», одно название которых приводило немецких солдат в ужас, армии противника стали терпеть одно поражение за другим. Словом, положение на фронтах переломилось в нашу пользу к тому времени, когда Пётр Трофимович, окончив Тульское военно-техническое училище, стал принимать участие в качестве младшего лейтенанта в боевых действиях. И воевал он, должно быть, превосходно, а иначе не был бы удостоен высоких правительственных наград.

В книге «Вертикаль» (историко-экономическом очерке Гомельского ПО «Измеритель» о трудовых и военных делах П. Т. Демченко) сказано буквально следующее:

«Слесарю сборочного цеха, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени Петру Трофимовичу Демченко за высокие показания в соревновании в январе 1974 года было присвоено звание Героя Социалистического труда. Пётр Трофимович Демченко - сибиряк. Он из плеяды людей того поколения, чьи молодые годы опалила война. В 1942 году, после окончания Тульского военно-технического училища, младший лейтенант П. Т. Демченко сражался на Центральном и Ленинградском фронтах, а с 1944 года в составе Польского войска бил фашистов на 1-м Украинском фронте. День Победы встретил в Германии. Его боевые подвиги отмечены пятью наградами, в том числе орденом «Серебряный крест», медалями за Одер, Ниссу, Балтику, боевой медалью «За заслуги на поле битвы», другими медалями. После демобилизации из Советской Армии в 1948 году работал помощником (видимо, заместителем - прим. авт.,) директора средней школы в Гродно, а с 1951 по 1960 год вновь служил в Вооружённых Силах.

На завод Пётр Трофимович пришел в октябре 1960 года. В коллективе его выделяли трудолюбие, добросовестность и аккуратность. П. Т. Демченко одинаково ответственно относился к любому порученному ему делу, не раз завоёвывал почётные звания «Лучший сборщик», «Лучший слесарь-сборщик приборостроения». Его рабочее место, организованное по рекомендациям НОТ, выделялось высокой культурой. Пётр Трофимович отлично владел универсальными и прогрессивными инструментами, работал в оптимальном режиме, сокращая потери рабочего времени, и стремился увеличивать производительность труда. Личное клеймо П. Т. Демченко на сделанной им продукции было абсолютной гарантией высшего качества. Он первым на участке открыл счёт экономии материалов. А его рационализаторские предложения постоянно помогали совершенствовать конструкцию новых приборов и технологию их сборки, ускоряя процессы постановки новой техники на поток массового производства.

В 1973 году ему было присвоено звание лауреата премии Совета Министров СССР. Товарищи по работе не однажды выдвигали его депутатом Верховного Совета Белоруссии. За вклад в развитие города гомельчане присвоили Петру Демченко звание «Почётный гражданин города Гомеля», а республиканская общественность - звание 'Заслуженный работник культуры"».


Чтобы мои впечатления выглядели более достоверными, я счёл нужным узнать мнение о нашем герое и связанных с его именем событиях у Григория Павловича Ворошнина, офицера, ветерана Великой Отечественной войны. Этот незаурядный человек, пользующийся на нашем предприятии заслуженным и искренним уважением, по завершении военной службы продолжительное время работал на заводе начальником отдела кадров, а потом возглавлял заводскую ветеранскую организацию.

- Григорий Павлович, вы много лет работали на нашем предприятии и, надеюсь, хорошо знали Петра Трофимовича Демченко.
- Как мне не знать и не помнить такого известного человека?
- Что вы можете сказать о нём не как о Герое Социалистического Труда, а как об обыкновенном человеке, которому, как и кому-то из нас, были присущи человеческие слабости?
- Пётр Трофимович был человеком высокого гражданского долга, поэтому я не могу говорить о нем как об обыкновенном человеке. Не всякий из нас может стать героем.
- У Петра Трофимовича и его жены в живых не осталось никого из близких?
- Про их родственников ничего определённого сказать не могу. Знаю лишь, что детей у них не было.
- Григорий Павлович, каким образом Пётр Трофимович Демченко стал Героем Социалистического Труда? Разве среди рабочих и служащих нашего завода не имелось других кандидатур, достойных этого высокого звания? Ведь чтобы стать Героем Социалистического Труда, не обязательно совершать подвиги, как это делали герои Великой Отечественной войны?

- Не будем обсуждать различие в статусе Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. Лучше я отвечу на вопрос: «Имелись ли в заводском коллективе другие кандидатуры на звание Героя Социалистического Труда?» Полагаю, что имелись. Насколько мне известно, на это звание выдвигались несколько человек, в том числе Михаил Григорьевич Гейштор, теперь уже тоже покойный, который работал токарем. Но, видимо, он не вписался в те установки, которые предъявлялись высшими органами коммунистической партии к кандидатам на такое высокое звание. Претендент на него должен был не только добросовестно и с высоким знанием дела исполнять свои профессиональные обязанности, но ему желательно было быть членом коммунистической партии, быть общественником. Пётр Трофимович мог так выступить на каком-то важном собрании или общественном мероприятии, что заслушаешься. На нашем заводе работало в то время немало людей, достойных высокого звания Героя Социалистического Труда, а следовало выдвинуть лучшего из них. И он был действительно лучшим.

Не так и много прожил Пётр Трофимович Демченко.

Вот какое печальное сообщение появилось в газете «Гомельская прауда» 11 января 1990 года:

«Неожиданно умер Демченко Пётр Трофимович, Герой Социалистического Труда, персональный пенсионер Союзного значения, почётный гражданин города Гомеля, председатель областного отделения Советского фонда мира.

Демченко П. Т. родился 3 октября 1924 года в деревне Заречная Ваповского района Кемеровской области в крестьянской семье. Трудовую деятельность начал в 1940 году в колхозе...»


Под этим печальным и грустным сообщением стоят подписи областных и городских руководителей Гомеля того времени.

Жизнь у Петра Трофимовича была насыщена таким объёмом разнообразной работы, в которой он должен был быть примером для других, что нести эту почётную, но нелёгкую ношу - славу - было не так просто, как это виделось со стороны. И следует ли удивляться тому, что ушёл Пётр Демченко из жизни рано - в шестьдесят шесть лет.


Иван ЛОСИКОВ






«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930