В 13 лет Георгий пришел заниматься в кружок баянистов в гомельский Дворец пионеров. Возможно, тогда этот выбор был не вполне осознанным. Доказательством тому, что парень определился с профессией, явилось его поступление в музыкально-педагогическое училище Гомеля и затем на музпедотделение иститута им. Горького. Так он стал квалифицированным преподавателем музыки и пения, дирижёром хора, «в нагрузку» получив специализацию «баян, фортепиано». Опробовал себя молодым специалистом Георгий Шныркевич в роли музыкального руководителя на предприятиях Наровли, тогда же он стал играть на клавишных.
Не оставлял увлечение музыкой Георгий даже в армии
- через полтора года службы удалось попасть во внештатный армейский оркестр. Там он освоил уже альт и трубу, а параллельно ещё играл в эстрадном составе на известной четвёрке: гитара, бас-гитара, клавиши и ударные. «В те годы не было пособий по обучению игре на этих инструментах, пришлось осваивать их самостоятельно
- по образцам отечественной и западной музыки», - вспоминает Георгий Трофимович.
После службы Георгия Шныр-кевича судьба привела назад в Гомель, в тот же кружок баянистов при Дворце пионеров, в котором он когда-то занимался и руководителем которого теперь стал. Как и мечтал - в его распоряжении оказались эстрадные инструменты. Там работал и Лев Наумович, который создал настоящий биг-бэнд, джазовый оркестр. Когда пошла мода на ВИА, он решил отдать всё это Георгию Шныркевичу. И примерно с 1977 года у Георгия Трофимовича стали заниматься и выпускаться первые музыкальные коллективы.
Сейчас во Дворец творчества к Георгию Шныркевичу приходят ребята с разным уровнем подготовки. Даже с нулевым. Таким он преподает основы теории музыки, знакомит с инструментом, на котором ученик захотел играть, и постепенно новичок осваивает его. «Дальше просто чудеса происходят, - делится радостью педагог. - Через 5 лет вырастают ребята, которые владеют музыкальным инструментом практически в совершенстве». В пример приводит гитариста, самородка Кирилла Ларченко, который начинал заниматься во Дворце с самых основ.
Георгий Трофимович показывает фото в рамке, 1978-го года. В центре кадра в молодом воспитателе можно узнать его самого. Но педагог взял в руки фотографию, чтобы показать своих учеников: вот известный гомельский гитарист Слава Шмидов (сейчас живет в США), вот Владимир Юдкин, который преподаёт ударные инструменты в том же Дворце творчества, называет и других ребят.
Спустя годы мир узнаёт о таких группах, как Gods Tower, TT-34, «Бан->l
- Откуда у вас эта фотография, как удалось её сохранить?
- А, вы знаете, сами ребята и сохранили, у меня даже её не было. Подарили, когда мне 60 лет исполнилось, на юбилей.
Сейчас Георгию Трофимовичу 63, глядя на него, трудно представить, что это правда. Работая с молодёжью, он как будто и сам не стареет. Приходится быть всегда активным, учитывая всю ту сферу, в которую вовлечён преподаватель.
Кроме музыкально-педагогической, это и аккомпаниа-торская деятельность, запись фонограмм, сценариев, звукоре-жиссёрская работа, подготовка к концертным программам и другим мероприятиям - от международного до городского уровня. «Да и вообще он мастер на все руки», - подтверждают
работники Дворца. Это ему приходится разбирать колонки, усилители, что-то паять, ремонтировать. Он и радиэлектроникой занимается, может справиться со столярными, слесарными работами, да и сварщика, если нужно, заменит. Поэтому в ценности такого сотрудника никто не сомневается. А ещё семья и дача, где он строит дом...
- И дальше планируете оставаться работать во Дворце?
- Я думаю, да, буду и в дальнейшем, может 3-4 года ещё. Но и потом я не собираюсь вообще не работать.
- А через эти 3-4 года чем будете заниматься, уже решили?
- Надеюсь, найду такого человека, который освободит меня от того объёма работы, который сейчас выполняю. Я отвечаю за учебный процесс, за материальную часть, за мной закреплена практически вся аппаратура Дворца, начиная от шнуров и заканчивая огромными колонками, и те же компьютеры. За ремонтом тоже слежу. Ещё надо писать методические материалы, у меня высшая педагогическая категория - вхожу в аттестационные и прочие комиссии. Всё это вместе делать, надо сказать, нелегко. И я не смогу заниматься этим вечно.
- И как вы с этим всем расстанетесь: вздохнёте с облегчением и уйдете?
- Нет, что вы! Может быть, буду обучать играть на каком-то инструменте, на бас-гитаре, допустим. Или на клавишных.
- 40 лет работы здесь - это для вас много или мало?
- Для меня тоже загадка, как я столько проработал в одном учреждении, будто на одном дыхании. В 90-е годы все ринулись отсюда, кто куда: торговать, в другие какие-то дела прибыльные. Я остался на месте. Хотя тоже предлагали работу когда-то, например, в филармонии, или руководителем художественной самодеятельности на предприятиях, но всё-таки я больше люблю с молодёжью работать.
- А чувствуете отдачу, благодарность, видите результат?
- Конечно, и сам процесс мне тоже интересен. Ну а результаты... У меня так происходит: некоторые с нуля начинают, потом, когда уже приобрели какие-то навыки (или пришли подготовленными), они организуются в группы, либо незаметно для них я пристраиваю. Вот, допустим, вижу, что бас-гитарист подходит барабанщику, я их вместе сажу - они играют. Смотрю, сыгрались - всё нормально, потом третьего к ним присматриваю. Такое вот моё начинание.
Кроме музыкально-педагогической сферы, Георгий Трофимович в свои 63 года ведёт ак-компаниаторскую деятельность, записывает фонограммы, сценарии, ведёт подготовку к концертным программам и другим мероприятиям - от международного до городского уровня. Да и вообще он мастер на все руки, подтверждают работники Дворца.
- Много ребят постоянно ходят к вам играть?
- У меня в журнале сейчас записано, наверное, человек 60. Это те, которые отзанимались уже по 5-10 лет...
- Вы и сами теперь больше предпочитаете клавишные?
- И бас-гитару. Так получилось: когда пришёл Цыганок (мы уже с ним 20 лет вместе отработали), великолепный гитарист, он стал готовить гитаристов. А я всех остальных, то есть барабанщиков, бас-гитаристов и клавишников. Поэтому я гитаре меньше внимания уделял, чем другим инструментам.
- Приходилось на чём-то из этого подыгрывать в последнее время?
- Было такое. Мы участвовали в конкурсах «Песни юности наших отцов», «Студенческий шлягер». Есть определённые конкурсные требования, я по ним выбираю песню, делаю полную оранжировку. Каждому раздаю свою партию, музыканты разучивают эти произведения. В коллективе человек семь, организоваться, собраться вместе им не всегда получается. Бывает, на репетицию бас-гитарист опоздал, пришлось взять бас-гитару и играть его партию. На следующую репетицию не смог прийти клавишник - я на клавишах вместо него. Даже петь приходилось.
* * *
И в этом весь Георгий Трофимович - универсальный, ответственный, внимательный, дельный. И очень терпеливый. Музыканты, особенно новички, часто удивляются, как подробно он может объяснять и показывать то, что совсем не получается. Спустя годы мир узнаёт о таких группах, как Gods Tower, ТТ-34, «Бан-Жв1рба»... Много других менее известных, но не менее талантливых музыкантов вылетели из-под крыла Георгия Шныркевича. Но, как говорит он сам, главная задача даже не в том, чтобы выпускать отличных музыкантов, но и воспитать людей, которые везде, в любых сферах деятельности могли бы проявить такие свои качества, как целеустремленность, добропорядочность, честность и упорство.
Ульяна ФАТЕЕВА