С одарёнными детьми Яков Константиновский занимается более четверти века. В девяностые годы отношение к этой работе значительно отличалось от того, что есть сейчас. Олим-пиадное движение тогда было скорее формальным и так не поддерживалось, даже понятия «тренер команды» не существовало. Недельные сборы, по сути, мало что могли дать олимпиадникам, а человек, который вкладывал в них знания, часто оставался за кадром. Между тем, предметные олимпиады, в чём-то схожие со спортивными соревнованиями, требуют постоянной подготовки со специалистами особой квалификации.
В каждой дисциплине таких единицы. Как говорится, штучный товар. Яков Самуилович, известный в нашем городе тренер, только за последние шесть лет подготовил восемнадцать победителей республиканской олимпиады по математике. Он успел поработать и в столице, и в других областных центрах. Его опыт сочетается с любовью к профессии и готовностью щедро делиться знаниями с подрастающим поколением. Тот случай, когда все мысли - только о работе.
ШКОЛА БУДУЩЕГО
...На курсах по работе с одарёнными детьми в начале девяностых годов Яков Кон-стантиновский и его коллеги получили творческое задание: подготовить проект математической школы нового типа. Разбившись на группы, учителя приступили к его разработке. Концепция школы будущего, по их видению, предполагала не усреднённое образование по всем предметам, а дифференцированное, учитывающее особенности каждого ученика.
Для этого одарённых ребят нужно объединить по интересам, с учётом их потребностей в знаниях, выходящих за рамки школьной программы. Такой процесс обучения невозможен без педагогов, которые тоже -«за пределами» учебника. «Для освоения школьного курса математики, соответствующего одному учебному году, одарённым ученикам достаточно полтора месяца, - приводит пример Яков Самуилович, - а необходимость быть в системе обычной школы останавливает их в развитии. В школе будущего такие дети должны учиться с полной отдачей. Ведь у них возможностей получать знания гораздо больше. Это золотой фонд страны. Всё вложенное в них вернётся сторицей».
УГЛУБЛЕННАЯ МАТЕМАТИКА
Идею создания математической школы Яков Самуилович вынашивал двадцать лет. И сейчас его услышали. При поддержке отдела образования Гомельского горисполкома в этом году в 35-й школе открывается экспериментальный математический класс, в котором способные ребята будут заниматься по педагогической системе Константиновского. «Почему бы не попытаться?» - воодушевлённо говорит педагог.
Сейчас в восьмой класс набирают школьников для углубленного изучения математики и физики. Остальные предметы - на уровне средней школы. Обучение в новом классе при ориентации на изучение одного предмета не станет узкоспециализированным. Обязательный акцент - всестороннее развитие, в том числе и физическое. Внимание к потребностям конкретного ребёнка. Ведь то, что подходит одному, другому может навредить.
Кого-то важно не задеть своим авторитетом. Иногда учителю позволительно ошибиться. Важно завоевать внимание ребёнка, показать, что он такой же, как и педагог. «С первого занятия мы коллеги - это мой принцип. Мы делаем общее дело и являемся соавторами успеха», - подчёркивает Яков Константиновский.
На первых порах Яков Самуилович предлагает решать задачи методом «Делай, как я», объясняя, как он думает сам. Это полезно юным математикам, пока у них нет самостоятельных подходов в решении задач. И именно в понимании того, когда ребёнка можно «отпустить в свободное плавание», заключается отличие этой педагогической системы от обычной школьной программы.
УСПЕХ СИСТЕМЫ
«В этом классе ребята смогут заниматься любимым делом по особой учебной программе, -говорит Яков Самуилович. -Между тем, внимание направим и на то, чтобы они не переутомлялись, а учились с удовольствием».
Концепция подготовки Кон-стантиновского позволит заинтересованным школьникам получить хорошие знания по математике, а также выстроить круглогодичную работу с одарёнными детьми. И тогда, отмечает педагог, можно будет говорить о стабильном результате участия наших ребят в олимпиадах и престижных международных конурсах по математике. Ведь с умеренным темпом приобретения знаний, формирования умений и навыков не сравнятся три предолимпиадные недели интенсивной подготовки.
Идею подобной образовательной системы нельзя назвать новой. Похожая создана в России. Её успех определяет харизматич-ный педагог, владеющий предметом на уровне, выходящем за рамки школьной программы, и концентрация одарённых детей.
Сейчас есть возможность построить нечто подобное у нас. Проследить, как система разовьётся и со временем подготовить последователей. «Для меня очень важно повысить уровень знаний наших учеников, а для этого новую педагогическую концепцию нужно развивать и достраивать. Она станет основой фундамента качественного математического образования в нашем городе», - считает Яков Самуилович.
КРАСОТА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ФОРМУЛ
Разбудить у ребёнка более глубокий интерес к математике труднее, чем к другим дисциплинам, ведь не многие находят красоту в математических задачах и формулах. Ребят, которые чувствуют склонность к этому предмету, нужно объединять в круг себе подобных. Многие из числа одарённых и талантливых учеников, отмечает педагог, -интраверты, люди, сконцентрированные на своём внутреннем мире. Их часто не понимают обычные одноклассники.
Выяснив характер тяготения к знаниям учащегося, тренер ставит себя на его место, чтобы в режиме полного доверия и понимания подниматься с ним всё выше и выше. И очень важно уловить тот момент, когда школьник готов впитывать в себя новые знания. Ведь взрослея, он может переключаться на другие интересы. «Важно сосредоточить внимание ребёнка на тренере в тот момент, когда идёт активная подготовка, самый интенсивный период передачи информации, -говорит Яков Константиновский, -и наша задача - создать условия, в которых этим ребятам было бы трудиться в радость. Потом они начинают учиться сами».
Татьяна ГРЕМЕШКЕВИЧ