ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ
Когда проходишь по центральным улицам любого европейского города, всегда возникает ощущение, что ты находишься в музее, экспонатами которого являются витрины магазинов. Они манят своей красотой и креативностью: зайди ко мне, выбери меня, у меня лучше. И ты ведёшься на эти «звуки». Пленённый этим эстетизмом и роскошью, как заворожённый, входишь в каждую лавку, в торговый центр. И, пожалуй, моя любовь к европейским магазинам определена именно этими шикарно оформленными витринами. Последнее путешествие - Стокгольм. Экскурсии были не только по древним улочкам Гамла-стана (старого города), но и по торговым центрам. И знаете, даже понимая, что шопингу тут не место, хотелось зайти и всё примерить, понюхать, попробовать. Так манили витрины...
Жаль, что таких ощущений не вызывает у меня родной город. Я иду по центральной улице, подхожу к главному центральному магазину - и что я вижу? Пережитки совдепа, обрамлённые рушниками и надписями вроде «я люблю свой город». Если бы вы любили свой город, дорогие, вы никогда бы не допустили подобного безвкусия в оформлении своего магазина. И знаете, что обиднее всего? То, что таких магазинов в городе не один и не два. Конечно, есть в Гомеле и примеры стильного и современного формления. Но так хочется, чтобы подобных витрин было больше! Чтобы не было стыдно перед гостями города, чтобы было что показать и чем похвастаться. В конце концов, чтобы магазины смогли зарабатывать деньги. Ведь красивые витрины - это не только эстетика, но и самый лучший способ разрекламировать свой товар.
ТОВАР ВСЕГДА ПРОДАЁТСЯ САМ
Казалось бы, что такого диковинного в оформлении экстерьера магазина? Тем не менее люди научились зарабатывать на этом занятии неплохие деньги, совмещая приятное с полезным. Вот что мне рассказал мой знакомый, работающий в Санкт-Петербурге дизайнером.
«Потенциальный покупатель при нынешнем темпе жизни может потратить не более десяти минут в магазине, - поведал мне Кирилл, обладатель диплома со значащейся там специальностью архитектор-дизайнер. - Поэтому магазинам нужно подготовить выкладку так, чтобы человек успел принять решение о покупке. Иначе он пойдёт в другой магазин, который это решение уже приготовил для него».
О визуальном мерчандайзинге и декорировании торговых точек заговорили недавно, хотя появилось это направление тогда, когда первый торговец красиво разложил свой товар, чтобы быстрее его продать.
Человек, глядя на витрину, получает не реальное представление о вещи, а то, которое задумал дизайнер. В этом, собственно, и весь секрет: витринисты, так называют оформителей и декораторов витрин, зарабатывают тем, что на подсознательном уровне готовят случайных прохожих стать покупателями.
«Торговля - это иллюзия, -раскрывает мне карты Кирилл. - И нужно пользоваться всеми приёмами иллюзии, чтобы продать товар. Главное - это свет. Игра со светом показывает прохожим, чем вы торгуете и на клиента какого уровня рассчитан товар. Если торгуешь мебелью, нужно создать иллюзию дома. Полому салоны мебели должны направлять свет на каждый объект, создавая ощущении домашнего пространства».
Витрина - это безмолвный продавец, который но торопит с принятием решения, он только информирует клиента, показывает, почему этот товар дороже остальных. Декорации влияет на клиента очень сильно, хоть и не явно. Она выхватывает из всех прохожих целевую аудиторию, ведь 80 процентов покупок - импульсивные. В общем, товар продаёт себя сам. Покупатели всё реже общаются с продавцами-консультантами и всё чаще выбирают товар сами, поделился со мной секретами дизайнер.
ВИТРИНИСТИКА - ЭТО ЦЕЛАЯ НАУКА
Цель витринистики - наглядная демонстрация товара, стимулирующая человека к покупке. Поэтому спрос на специалистов-витринистов за границей, в том числе и в России, всё растёт и растёт.
Оформление витрин - это не столько творчество, сколько бизнес чистой воды, убедил меня Кирилл. «Мы работаем для того, чтобы продавать, а не развлекаться, - говорит он. - Как только начинаешь ударяться в иллюзии о творчестве, ты обрекаешь свой бизнес на провал».
Успех в оформительском бизнесе напрямую зависит от креативного дизайнера, считает специалист. Лучше всего, если мозговой центр компании - дизайнер с именем. Но чтобы удержать профи, за идею только для одного проекта ему нужно будет заплатить большие деньги. Найти такого специалиста тяжело, но реально.
Конечно, подобная практика пока совершенно чужда для нашего города, и даже республики в целом. Так что, нам есть над чем работать...
Юлия КИРПИЧЁВА