- Ничего удивительного, -говорит директор ОАО «СтанкоГомель» Владимир Сосновский. - После развала Советского Союза была проигнорирована известная формула: в первую очередь нужно производить средства производства. Не зря Генри Форд любил говорить, что прибыль предприятия лежит на кончике токарного резца. Так вот когда это было проигнорировано, промышленная политика и нашей страны, и России, и других бывших союзных республик осталась без стратегической перспективы. Началось использование зарубежных станков, производственных линий и отдельных узлов. И что получили? Начали терять свой технологический суверенитет, лишать будущего собственное станкостроение, а также целый набор связанных с ним индустрии и передовых направлений научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. И не все станкостроительные предприятия сумели выжить в таких условиях.
- Вы же выжили?
- У нашего завода большой опыт выживания. Стоит только напомнить, что история его началась с образования в 1885 году на окраине Гомеля небольшого чугунолитейного предприятия. В 50-80-х годах прошлого века заводом было освоено около 200 моделей специальных станков для различных отраслей промышленности. Уже тогда завод экспортировал свою продукцию в 58 стран мира, в том числе в Австралию, США, страны Западной Европы, Латинской Америки и Азии. За прошедшие 128 лет существования он многое повидал на своём веку. Начинали с выпуска абразивных, долбёжных станков, а в 1960-1970-е годы стали работать и на оборонную промышленность. По тем временам выше статуса не было. Когда в качестве молодого специалиста я пришел на завод алгоритмистом-математиком отдела постановки задач вычислительного центра, предприятие поставляло так называемым «почтовым ящикам» до 20 обрабатывающих центров в месяц. В условиях конкуренции двух мировых экономик - советской и западной - станкостроение было стратегической отраслью, в которую вкладывались огромные средства. И что мы тогда знали об экспорте?
- Но продукция завода шла на внешние рынки?
- Шла. Но само предприятие этим не занималось. На экспорт станки отправлялись внешнеторговым объединением «Станкоимпорт». Это с приходом рынка, когда вместо денег мы получили только совет заняться конверсией, на помощь пришёл маркетинг. Мне и самому пришлось осваивать политику маркетинга в открывшейся тогда Академии управления при Совете Министров Республики Беларусь. Именно маркетинг помог нам найти свою нишу на рынке, что и позволило предприятию выжить. И искали мы эту нишу лет пять. Пытались выходить со старой продукцией. Выяснилось: на рынке другие цены, другие требования, и то, что продавало СССР, и то, что нужно продавать самим - две большие разницы. Пришлось делать совершенно новые модели станков. И то, с чем мы вышли на рынок после 2000 года, это была уже другая продукция, это был уже другой завод. Кстати, новое время потребовало не только новой продукции, оно потребовало и нового имиджа, и нового имени. Так родился и наш бренд «СтанкоГомель». Почему «СтанкоГомель»? С одной стороны - это профессионально, с другой - патриотично.
- Владимир Викторович, ваше предприятие входит в Холдинг «Белстанкоинстру-мент», который является самым крупным станко-ин-струментальным объединением на территории бывшего Советского Союза. А с чем связано создание холдинга?
- С желанием станкостроителей выйти на ведущие мировые позиции, консолидировать усилия с партнёрами по таможенному союзу. Создание холдинга - это и возможность более успешной работы по реализации специальной программы развития станкостроительной отрасли страны. А такая программа есть, и она демонстрирует государственную поддержку станкостроению страны. Именно так, благодаря поддержке государства, принята и работает соответствующая программа «Машиностроение» с подпрограммой «Станкостроение», которой предусмотрено и создание холдинга, и компенсация затрат на создание наукоёмкой разработки и опытного образца. У программы своя чётко обозначенная задача. - А именно?
- Создание в Беларуси современной станкоинструмен-тальной отрасли. Предстоит обеспечить .поставки современного высокотехнологичного оборудования и инструмента белорусского производства для технического перевооружения отечественных предприятий в объёме не менее 50 процентов потребности. Также экспортные поставки продукции станкостроения должны быть увеличены до уровня не менее 50 процентов от объёма производства. Программа направлена на модернизацию действующих производств и создание специализированных производств типовых деталей и узлов. В её рамках дополнительно пересмотрены планы технического перевооружения предприятий Минпрома и других органов госуправления на 2011-2015 годы с целью обеспечения максимальной закупки отечественного металлообрабатывающего оборудования. О действенности программы можно судить и по работе нашего коллектива. В частности, с государственной поддержкой были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, результатом которых стало создание обрабатывающего центра ОАО «СтанкоГомель», представленного на последней международной выставке «Станкостроение». Министерство промышленности в рамках ведомственных инновационных программ постоянно финансирует проекты, для реализации которых требуются станки нашего производства. А что касается холдинга, то всем вместе нам легче выходить и на мировые рынки. Увеличивается экспорт. Мы в этом году только за восемь месяцев приросли по экспортным показателям в сравнении с прошлым годом на 30 процентов.
- И куда отправляете продукцию?
- Основной рынок сбыта - Россия. Очень ёмкий и быстрорастущий рынок. Нашу продукцию всё активнее покупают многие мировые машиностроительные компании. Благодаря своим преимуществам, постоянному уровню высокого качества и надёжности наши станки пользуются спросом во многих регионах мира: Западной Европе, Северной Америке, России, Прибалтике, Ближнем Востоке, Австралии и других. До 70 процентов продукции поставляется на экспорт. Наши станки работают на заводах Ford, Daimler-Chrysler, Lockheed, Rexroht, на заводах Трансмашхолдинга (РФ), на предприятиях автотракторной промышленности, военно-промышленного комплекса. Благодаря взаимовыгодному сотрудничеству с такими партнёрами, как американская компания «БМВ» и немецкая «Унитех», в Северной Америке и Западной Европе сегодня работают более сотни произведённых нами универсальных консольно-фрезер-ных станков. Кстати, все станки, произведённые ОАО «СтанкоГомель», как и их комплектующие, маркированы знаком СЕ, гарантирующим жёсткую систему безопасности и соответствующую степень защиты.
- А в отечественном машиностроении?
- Обрабатывающие центры ОАО «СтанкоГомель» работают на производствах лидеров белорусского машиностроения: БелАЗе, Минском моторном и Минском тракторном заводах, ПО «Гомсельмаш» и других предприятиях. Мы смогли доказать отечественным машиностроителям, что наша продукция по основным параметрам не хуже зарубежной, но при этом значительно дешевле. Тем более, что каждый наш обрабатывающий центр способен заменить несколько единиц оборудования, в том числе фрезерного, шлифовального, расточного, сверлильного. Они соответствуют современному техническому уровню и дают высокую точность обработки: отклонения механики в пределах 5 микрон. Сегодня их использование позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию многим предприятиям не только нашей страны. Не боюсь повториться: наше предприятие в числе производителей продукции, приобретаемой мировыми машиностроительными компаниями. И наш коллектив сегодня тоже в числе мировых лидеров станкостроения.
- Если говорить о коллективе, Владимир Викторович, каким уровнем знаний должен обладать работник ОАО «СтанкоГомель», чтобы выпускать станки высочайшей точности?
- Речь, скорее, не о знаниях, а о профессионализме. Мы никогда не делаем ставку на то, чтобы получить уже готового специалиста. Станкостроителем в одночасье не станешь. Для того чтобы стать асом в станкостроении, понадобится время: три, пять лет. Лет пять, как минимум, необходимо пройти. Учим на практике. Сейчас, когда прежнее поколение станкостроителей постепенно уходит на заслуженный отдых, ему на смену идёт молодёжь. Коллектив постоянное обновляется. Ребят берём грамотных. Да, грамотные к нам приходят, а вот толковыми их должны сделать на предприятии. И у нас работает специальная программа по адаптации молодых в коллективе.
- Интересно, чем примечательна эта программа?
- Она стимулирует карьерный рост молодёжи. Два года, например, молодой человек работает. Через два года он должен подняться минимум на одну ступеньку или по категории, или по должности. Если не продвинулся, то либо начальник, который его не вырастил, должен уйти, либо он, если не может дорасти до уровня станкостроителя. Но балласта, как правило, в нашем коллективе нет. Молодёжь толковая, грамотная и целеустремлённая.
Целеустремлённость - традиция наших станкостроителей. И в работе, и в спорте, и в художественной самодеятельности. За что ни берутся - результат есть. Вот в этом году на турслёте в Центральном районе наши спортсмены заняли первое место. Есть своя команда знатоков «Что? Где? Когда?». Коллектив художественной самодеятельности - тоже районная гордость. Интересная работа. Обеспечен досуг. Есть своё общежитие. Свой спортивный комплекс. Забота, внимание -всё это стимулирует желание нашей молодёжи закрепиться в коллективе, перенять опыт старшего поколения станкостроителей. У нас интереснейший коллектив, в котором и мне, как руководителю, работается комфортно.
- Чувствуется, Владимир Викторович, что свой профессиональный праздник ваш коллектив встречает с хорошим настроением.
- Как бы не было сложно, стараемся ко Дню машиностроителя подойти с хорошими результатами. Праздник этот - наш однозначно, потому что без станкостроения машиностроения не бывает. Осознавая свою значимость, чувствуем и свою ответственность.
Мария ЧЕКАН