Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 25-05-2013, 20:42

Истории об истории

Многие упрекают эту науку в неточности, предвзятости. Есть те, кто называют её попросту «болтологией», но замирают, когда видят в кино восстановленные с её помощью роскошные мундиры и платья прошлых эпох. Об истории и её месте в жизни сегодняшнего поколения рассуждают журналисты «ГВ».

ИНЫЕ РЕАЛИИ ИЛИ ГЛУБОКОЕ ПЛАВАНИЕ

Дмитрий Чернявский:

- Уверен, что известная фраза «Без знания прошлого нет будущего» себя изжила. Чтобы двигаться вперёд, нужно оставаться актуальным, а это значит, следить за новостями, последними техническими достижениями, постоянно осваивать их. Каждый день в информационном пространстве появляются новые личности, которые для тех, кто устремлён в будущее, выглядят более привлекательно. Узнать о стиле руководства Стива Джобса и его личности, например, интереснее для современных менеджеров-управленцев, чем о Генри Форде, который создавал свои автомобили в начале XX века. Сейчас просто другие реалии, и то, что было хорошо 100-200 лет назад, уже устарело и будет интересно разве что участникам интеллектуальных игр.

Сергей Вершинин:

- Конечно, в наше время у тех, кто не помнит своего прошлого, наверное, будущее всё-таки будет. Только какое? В сфере технического прогресса, возможно, не обязательно знать, как и кто изобрёл телефон, когда сейчас не успеваешь следить за всеми новшествами и наворотами в данном направлении. Но какие-то азы мировой истории вообще, и в частности истории развития культуры, музыки, спорта, литературы, кино и прочего, образованный человек знать должен. И хотя бы минимальнуюинформацию о географии, астрономии, мифологии... Он не должен путать столицы, по крайней мере, европейских государств, иметь понятие, кто на какой стороне воевал в Первой и Второй мировых войнах, что реки текут в моря и океаны, а не наоборот, что «Калинин» - это не только кинотеатр, а ещё и государственный деятель прошлого, пусть и не очень положительный. К сожалению, я неоднократно встречал ребят и девушек, с отличием окончивших и школу, и университет, «глубоко» плавающих в таких вопросах.

ЖИТЬ ЛЕГЧЕ! ЖИТЬ ЛУЧШЕ?

Дмитрий:

- «История учит тому, что ничему не учит» - ещё одна абсолютно оправданная временем фраза. Вооружённые конфликты продолжаются, несмотря на опыт предыдущих воин. То, что боевые действия приводят к разрушениям и являются средством наживы для небольшого процента людей, - аксиома. Руководители многих стран, несмотря на обещания гражданам, как делали их предшественники, продолжают заботиться в основном о собственных интересах. На ход истории отдельному человеку повлиять крайне сложно. Поэтому утруждаться и навьючивать на себя исторические знания из-за их ненадобности большинству людей нет смысла. Они пригодятся лишь для пространных рассуждений где-нибудь на кухне. Это всё равно как знать устройство ракеты, взлететь на которой нам никто не даст. Она предназначена только для единиц, например, космонавтов. Такими же космонавтами, только в истории, являются профессиональные историки. Они-то и должны бороздить просторы прошлого. А нам достаточно знать то, что Сталин - это тиран, Пётр I прорубил окно в Европу, а Иван Грозный был полоумным. Так легче жить. А вот как при полоумном царе территория Руси увеличилась почти в два раза, это нас не интересует.

Сергей:

- Наверное, так жить легче. Но, мне кажется, не лучше. В глобальном плане твои рассуждения возможно и имеют под собой почву. Каждый отдельно взятый обычный человек не может повлиять на ход истории, но образованная общность может кое-что сделать. Кроме этого, а как же роль личности в истории? Чингисхан, Македонский, Наполеон, Ленин, не буду называть ещё кое-кого. Все они были достаточно образованы для своего времени и делали перевороты в уже устоявшейся истории тех или иных народов. Может быть, сейчас на одной из кухонь и сидит новый вершитель судеб. Хотя в настоящее время это уже менее вероятно. Повторюсь, из-за низкого уровня интеллектуального развития. Слишком много тому примеров. Можно не читать «Триумфальную арку», можно не знать, чем отличается роман от повести, но не иметь понятия о разнице между поэзией и прозой... Это уж слишком! Однако самая обычная математика в ходу. Все всё считают, переводят по курсу, прикидывают выгоду от покупки товара в разных магазинах. Еда, шмотки, ... Деньги, деньги, деньги... Мышление в этом вопросе развито даже у самых маленьких человечков. Это как в коротком «математическом» анекдоте. Спрашивают у малыша: «Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось? - Один остался. Который улетел. Остальные утонули». Так вот и тонут в бумажной денежной массе идеалисты, а выплывают наверх немного циничные, предприимчивые материалисты.

ИСТОРИЯ НА ЗАКАЗ

Дмитрий:

- «Никто так не изменил историю человечества, как историки», «Бог не может изменить прошлое, но историки могут», «История - это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся». Вот лишь несколько навскидку выбранных мною цитат мыслителей прошлого Маккензи, Батлера и Монтескье. И если им была известна сущность исторических знаний в прошлых столетиях, то чего уж говорить о современности. Сегодня историческую правду можно вывернуть и представить в каком угодно свете. Грубо говоря, приделать с помощью фотошопа Григорию Распутину крылья и утверждать, что он совершал ночные налёты на обозы с водкой. Кто-то может сказать, что есть же источники, летописи. Вот там-то и спрятана историческая истина. Но каждому историку абсолютно очевидно, что летописцы писали исходя из того, под чьей властью находились. Кто их кормил, того князя они и возвеличивали, умаляя заслуги недругов, переиначивая события исходя из политической конъюнктуры. Любое государство так или иначе оказывает воздействие на исследователей общественной жизни, потому что оно прежде всего защищает свои интересы.

Сергей:

- Конечно, пишут историю историки или летописцы. Они же переписывают её по указанию каждого нового властителя. Тем не менее определённые исторические моменты и события остаются в целом незыблемыми, со временем меняются только оттенки. Например, такие, как Куликовская битва, Великое переселение народов, Бородино, убийство Кеннеди... Да, по последнему случаю существует масса версий, но каждый американец знает дату, когда это произошло. Появление и широкое распространение Интернета приводит к тому, что даже человеку пытливому и пытающемуся что-либо изучить с каждым годом становится всё труднее это сделать.

Это всё об истории в глобальном смысле. Но есть ещё история, допустим, кино, музыки и спорта. Молодой человек, болеющий за ту или иную, например, футбольную команду, должен знать её историю, самых выдающихся игроков и главные победы. Настоящий любитель того или иного направления в музыке, будь то глэм-рок, хард-рок или босанова, должен не только фанатеть по своей любимой группе или исполнителю, но и уметь сравнить их с предыдущими легендами в этом направлении. Всё это касается и кино. Чтобы оценить тот или иной римейк, необходимо посмотреть фильм предыдущий и сравнить. Иначе картинка маслом или с маслом не получится. Не тот эффект. Так что, мне кажется, изучать прошлое необходимо, пусть даже и в таких узких направлениях.

ОПРИЧНИКИ из комиксов

Дмитрий:

- Поп-культура с её яркими клипами учит воспринимать информацию фрагментарно и урывками. Интернет-сообщения зачастую ограничиваются двумя-тремя предложениями. И мы к этому привыкаем. Всё это способствует тому, что людям всё сложнее читать огромные исторические фолианты. Но, думаю, не стоит на это сетовать, а постараться приспособить особенности потребления поп-культуры для восприятия исторической информации. Я сам работал учителем истории и знаю, с какой скукой многие дети учат историю: от оценки до оценки. Но если выпустить учебник-комикс, где, к примеру, будут нарисованы опричники того же Ивана Грозного с собачьими головами на сёдлах и сделать из этого экшн-боевик? Такая подача, скорее всего, заинтересует школьников. Кстати, исторический факультет ГГУ имени Ф. Скорины недавно снял клип об истории развития нашей страны. Смотрится забавно, и главное - информация запоминается. На такие видеолекции, уверен, студенты ходили бы с большим удовольствием. А съезды ВНР 1918 года (Белорусской Народной Республики) по истории Беларуси - их же неимоверно скучно учить школьникам. Но если нарисовать всех делегатов за столом и каждому в уста вложить фразы, как в кинолентах Тарантино, то эффект будет. Одно дело запомнить факт или дату и совсем другое - понять смысл события или исторического процесса. Тогда и запомнить будет легче. Часто же бывает, что историю воспринимают только как науку по запоминанию дат и событий. Такой вот стереотип. Но, на мой взгляд, важнее, чтобы она учила думать человека, понимать причины и последствия событий.

Сергей:

- С комиксами мы, конечно, далеко можем зайти... Вряд ли рисованные картинки научат думать человека и понимать коллизии истории. Занятно было бы посмотреть боевики про Петра I, Ломоносова и Пушкина (где в главных ролях играл бы Сергей Безруков) с навороченными спецэффектами по ходу фильмов. Хотя детская аудитория уже давно перешла на данное восприятие сказочных героев. Чего только стоят мульти-боевики про Илью Муромца и его подельников. И дети в восторге.

Конечно, у каждого нового поколения свои герои, своя музыка и своё восприятие жизни, и отношение к ней. А также своё отношение к истории. И среди молодёжи в настоящее время достаточно людей, интересующихся историей своего города, страны и в целом мировой историей. Всепоглощающего стремления к чтиву, которое было в годы перестройки, уже не будет. Наступили новые времена. Интернет и мобильная связь перевернули мир, но каждому пытливому и заинтересованному человеку есть где заставить работать серое вещество своего головного мозга.
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930